Школа повышения
водительского
мастерства
+7 (985) 727-62-15
Без выходных 10.00-19.00
 
0
 
Авто курсы Мото курсы Программы Сертификаты Онлайн курсы Расписание

Бесплатный мастер класс по контраварийному вождению

Онлайн, подробнее ...

Тормоза.

Их мощь нужна не только для остановки.

Если вы решили освоить только один прием управления автомобилем, выберите торможение. Правильное использование тормозов делает каждую по­ездку не только более комфортной, но и более безопасной. И снова в центре внимания - ваша правая нога, если вы не используете для торможения левую ногу.

От того, как вы грамотно и правильно используете тормозные возможно­сти вашего автомобиля, зависит ваша судьба и судьба окружающих вас людей. Научиться грамотно разгоняться несложно, гораздо труднее научиться пра­вильно тормозить. Вам подтвердят это тысячи водителей, которые, как следует ускорившись на прямой, не смогли погасить скорость перед сле/гующим за ней поворотом. Правильное использование тормозов - самая важная часть управле­ния автомобилем.

Твой друг тормоз.

Сколько бы книг вы ни прочли, тормозить не научитесь. Вам придется выбрать время и потренироваться на вашем личном автомобиле. Да, конечно, говорите вы себе изо дня в день, надо бы как-то выкроить часок на это дело. В лучшем случае в один из дней вы приезжаете на пустую парковку и несколько раз тренируете торможение. Беда в том, что аварии не случаются в соответст­вии с вашими планами. Чем скорее вы научитесь тормозить, тем раньше вы бу­дете готовы к аварийным ситуациям. Возможно, неприятность случится завтра. Вы готовы к ней?

Я видел множество водителей, не способных останавливаться. Нет, раз­гонялись они прекрасно, но как только дело доходило до остановки, их резуль­таты были крайне нестабильными. И дело тут не в конструкции автомобиля. Гораздо важнее руки и ноги, а еще мозг, который ими управляет. И снова клю­чевым понятием является «плавность». Начинайте тормозить постепенно, по­чувствуйте, как вес перемещается вперед, и только потом давите на педаль тормоза. Все должно выполняться быстро и под вашим контролем. Множество аварий происходят в первые два месяца эксплуатации нового автомобиля. Каж­дый автомобиль индивидуален, требует особого подхода к нему, и вы обязаны этот подход найти, в противном случае вас ждут большие неприятности.

Проверка навыка.

Все советы, подсказки и методы, которые вы найдете в этой главе, осно­ваны на огромном количестве проведенных тренировок и тестов на торможе­ние. Главным условием правильного торможения является не модель автомо­биля, марка шин или материал тормозных колодок. Самое главное - навык во­дителя. Именно владение навыком отличает того, кто способен стабильно оста­навливаться с минимальным тормозным путем при любой погоде, от того, кто зажмуривается и жмет на тормоз. Я видел водителей, которые боялись тормо­зов, или не принимали в расчет их мощь, или слишком полагались на них. Все они умели разгоняться, а потом не знали, что делать со скоростью.

Работая с водителями, имеющими разный уровень подготовки, на раз­личных площадках (автодромах), сталкиваешься с одной и той же проблемой: 99% из них не способны экстренно и в нужном месте остановить свой автомо­биль, элементарное незнание возможностей своего автомобиля. Обычно мы просим их разогнать свой автомобиль до 40 километров в час, и начать экстренную остановку, рассчитав свои силы и возможности автомобиля, и точно зафиксировать автомобиль на линии, обозначенной большими оранжевыми ко­нусами. Большинство учащихся перестраховываются и начинают торможение значительно раньше, некоторые переключают все свое внимание на торможе­ние и забывают отпустить педаль газа.

Большинство после блокировки колес с испугу отпускают педаль тормоза на очень большой промежуток времени, уве­личивая тормозной путь. Педагогический процесс обучения правильному и грамотному торможению должен быть первостепенным.

Что тренировать?

Любой профессиональный стрелок скажет, что спусковой крючок не надо дергать, на него надо плавно давить. Тормозить желательно также: сначала не­сильно, чтобы переместить вес вперед, сжать переднюю подвеску и загрузить передние колеса. После этого можно тормозить решительнее. Без начального подтормаживания перемещение веса будет слишком резким. А если нажать на педаль тормоза резко и агрессивно, колеса заблокируются. Старайтесь первым нажатием на педаль тормоза почувствовать, каков коэффициент сцепления ва­ших шин с дорогой на данный момент, потом тормозите.

Потратьте время на отработку навыка прогрессивного торможения. Тре­нируйте его в каждой поездке, при каждом замедлении и остановке. Асфальт всегда разный, а дорога не всегда прямая. Прогрессивное торможение поможет замедлиться на мокрой дороге или на льду.

На грани скольжения.

После начального подтормаживания нажмите педаль тормоза по-настоящему и почувствуйте, как хорошо останавливается ваш автомобиль. Прислушайтесь к передним колесам: при максимальном замедлении они начи­нают слегка повизгивать. Сосредоточьтесь на усилии, прикладываемом к педали тормоза. Со вре­менем вы сможете осознать, на какое время блокировались колеса вашего ав­томобиля. Потренируйтесь отпускать не полностью, а ровно настолько, чтобы колеса разблокировались. Если вы с испугу совсем отпустите педаль тормоза, ваш тормозной путь увеличится.

Этот прием называется «торможение на грани скольжения». Грань, за ко­торой колесо блокируется, является пределом тормозных свойств автомобиля при прямолинейном движении. Вы должны в совершенстве овладеть этим приемом.

Помните, что ручной тормоз при движении автомобиля использовать можно, но очень осторожно. Заблокированное, особенно в повороте, заднее ко­лесо как минимум напугает вас, а в худшем случае послужит причиной заноса задней оси.

Передние шины и 100 единиц сцепления.

Помните про 100 единиц сцепления? При прямолинейном движении пе­редняя шина может обеспечивать колоссальные тормозные силы. Но как только автомобиль направляется в поворот, часть единиц придется отдать на сопро­тивление центробежной силе. В начале поворота таких единиц будет немного, но по мере роста угла поворота рулевого колеса их количество возрастает. По­этому вам придется постепенно отпускать педаль тормоза, чтобы отдать едини­цы, расходуемые на торможение. Этот прием называется «подгрузка колес за счет педали тормоза». Если же не отпускать педаль тормоза, то количество за­прашиваемых единиц станет слишком большим и шины соскользнут.

Что именно произойдет потом - снос или занос - зависит от многих фак­торов. Если водитель добирает 100 единиц постепенно, прогрессивными кон­тролируемыми усилиями, то получится вполне контролируемый снос. При рез­ком торможении критическая ситуация неизбежна. Каждый, кто пытался по­вернуть при жестком торможении, заметил, что сделать это совсем не просто. Если же чуть приотпустить педаль тормоза, давая подвеске возможность не­много распрямиться, то повернуть будет легче. Подумайте об этом, когда буде­те делить единицы на «угловые» и «тормозные».

Современные конструкции автомобилей позволяют полностью не отпус­кать тормозную педаль в повороте. Когда нам это может пригодиться? Во-первых, скорость все еще может быть слишком большой для этого поворота. Во-вторых, передняя пружина может распрямиться полностью, тем самым уменьшая поворачиваемость автомобиля, что в повороте совсем не желательно. Водитель должен плавно ослаблять давление на педали тормоза, по мере роста угла поворота, чтобы обеспечивать переднюю шину достаточным количеством «угловых» единиц. Тут-то как раз и пригодится «чувство педали», позволяю­щее точно дозировать усилие и не перейти предела. Водитель меняет «тормоз­ные» единицы на «угловые», и те и другие сжимают пружины подвески, и если все сделано правильно, автомобиль вознаградит вас плавностью, управляемо­стью и устойчивостью.

Для торможения на дуге поворота нужны нежные руки.

Автомобиль может одновременно поворачивать и замедляться. Это назы­вается trail-braking (торможение на дуге). Однажды этот прием вам пригодится, например, когда в середине поворота вы окажетесь в аварийной ситуации. Если в повороте вы используете 84 единицы на борьбу с центробежной силой, у вас есть еще 16 единиц на торможение. И если вы умеете пользоваться педалью тормоза и плавно загружать наружное упорное колесо, вы сможете воспользо­ваться этими 16 единицами, не переступив за 100 единиц.

По мере замедления угол наклона автомобиля при заданном радиусе про­хождения поворота будет уменьшаться, что даст вам возможность отдать еще больше единиц на торможение. Используйте простое уравнение: радиус = ско­рости. Снижение скорости уменьшает радиус или позволяет вам остаться на траектории. Но чтобы применить это уравнение на практике, вам нужно нау­читься тормозить мягко и контролируемо. Trail-braking является ответом на во­прос «что делать, если я вошел в поворот слишком быстро?». Смотрите туда, куда хотите попасть, и притормаживайте. По мере снижения скорости автомо­биль будет переносить вес с опорного колеса на остальные, позволяя нажимать на педаль тормоза с большим усилием.

Тормоза и перегазовка.

В разделе «Основы торможения и руления» мы рассмотрели основные приемы управления автомобилем, с помощью которых вполне можно передви­гаться. Но есть более «продвинутые» приемы, именно они делают наш спорт таким захватывающим. Многие умеют тормозить, почти все умеют переклю­чать передачи вниз, но чтобы объединить эти два навыка, придется потрениро­ваться. В конце концов, почему нужно жертвовать торможением ради снижения передачи или, напротив, ждать с переключением до конца торможения?

Цель переключения на пониженную передачу — увеличение оборотов двигателя. Причиной может быть приближающийся поворот или холм, или об­гон. Если вы тормозите перед поворотом, вам придется одновременно пере­ключаться вниз. В «продвинутой» автошколе вас обязательно научат приему, который называется "пятка-носок", когда вы давите носком ноги на тормоз и одновременно пяткой или краем стопы на газ. Целью как раз и является увели­чение оборотов, чтобы они соответствовали пониженной передаче. Этот прием делает переключение вниз более плавным и бережет сцепление.

«Перегазовкой» нельзя пренебрегать, потому что при переключении вниз могут заблокироваться ведущие колеса, а этого вам в повороте, даже при не­большом повороте рулевого колеса, будет достаточно, чтобы потерять устойчи­вость или управляемость. Всякий раз, когда вы слышите визг покрышки после переключения вниз, знайте, что обороты не соответствуют новой передаче. Не проще ли газануть при выжатом сцеплении? Это пойдет на пользу и вам, и двигателю, и трансмиссии.

Переключение вниз с одновременным торможением довольно нетрудно освоить с точки зрения координации движений. Трудности начнутся, когда речь пойдет о времени, нужном для выполнения приема. Газовать нужно, когда сце­пление разделяет двигатель и трансмиссию. Не надо выжимать педаль сцепле­ния до упора. Не бросайте сцепление, отпускайте педаль плавно и контроли­руемо - это может спасти вам жизнь в тех случаях, когда ошибетесь с оборота­ми или случайно переключитесь не на ту передачу, какую запланировали.

Задние тормоза.

Как правило, в автомобиле имеется двухконтурная система тормозов: задний контур и передний контур. Обсудим проблему, связанную с работой заднего тормозного контура. Очевидной проблемой его использования является перемещение веса автомобиля по осям. При торможении вес смещается вперед, загружая передние колеса и разгружая задние. А разгруженное колесо легко за­блокировать даже небольшим усилием. Для решения этой проблемы на автомо­билях устанавливают делитель тормозных усилий.

Пользуйтесь тормозной педалью на дуге поворота, только осторожно.

Ни в коем случае не относитесь к тормозной педали автомобиля так же, как к тормозной педали мотоцикла. Обычно, когда водителю кажется, что он подходит к повороту слишком быстро, он давит на педаль со всей силы, прямо-таки топчет ее. Результат известен - черный след, ведущий к обочине, и расска­зы типа «нет, этот поворот надо проходить помедленнее». Легкое касание педа­ли является хорошим способом погасить скорость перед поворотом и прямо-таки отличным способом регулировать скорость непосредственно в повороте. Почему? Да потому, что плавное нажатие на педаль тормоза не так сильно за­гружает ведущие колеса. Конечно, передняя ось автомобиля загрузится, но это происходит гораздо безопаснее.

Кроме того, подгрузка передней оси позволяет осуществлять поворот ру­левого колеса быстрее и на больший угол, она необходима также в том случае, если вы превысили скорость и осознали ошибку, двигаясь по дуге поворота.

Скользко или нет?

Педаль тормоза еше и отличный прибор для измерения сцепления дорож­ного полотна. Нажмите на педаль до юза при прямолинейном движении - тре­буемое усилие подскажет вам, насколько сейчас скользко. Кроме того, так можно оценить свойства новой резины.

Нужно только привыкнуть к поведению шин при торможении, а также к звуку, который они издают. Такой тест можно проводить только при прямоли­нейном движении с разумной скоростью, при условии, что сзади вашего авто­мобиля никого нет и блокировать колеса только на мгновение, чтобы они не со­скользнули вбок. И еще: чем мягче вы давите на педаль, тем больше информа­ции о свойствах шин вы получите. Если же вы случайно заблокируете колеса, то бороться с этим можно двумя способами. Во-первых, можно отпустить пе­даль тормоза до того, как задняя часть начнет обгонять переднюю. Второй спо­соб – руление.

Вы оставляете колеса заблокированными и гасите колебания зада вашего автомобиля рулем. Какой способ лучше? В аварийной ситуации вы вряд ли бу­дете думать об усилии на педали, в то время как тренированная нога реально сокращает тормозной путь. Поэтому тренируйте оба способа.

Антиблокировочные и комбинированные системы.

Антиблокировочные системы, или АБС, появились на автомобилях в 80-х годах. Они реально снижают вероятность блокировки колес при торможении на сложных покрытиях. Стоит ли покупать автомобиль с такой системой? Конеч­но, стоит. Даже на сухом асфальте и прогретых шинах нужно быть настоящим мастером, чтобы победить электронику.

Некоторые автомобили оснащены комбинированными системами. Ком­бинированная система позволяет вам использовать тормоз и пользоваться ста­билизирующим эффектом. Автомобиль лучше входит в поворот, а вы можете лучше контролировать торможение. В случае экстренного торможения вы имеете возможность вдавить педаль тормоза в пол, особенно не задумываясь о последствиях, но в большин­стве случаев усилия в 15-40 килограммов вам будет достаточно; это зависит от конструкции системы.

Снижение усилия.

Прежде всего, изучите конструкцию и возможности вашего автомобиля. Средний автомобиль сконструирован по эргономике примерно так: рост чело­века - 1 метр 70 сантиметров и размер обуви - 42. Современные автомобили позволяют подобрать правильную посадку благодаря большому количеству ре­гулировок водительского сиденья, рулевой колонки и педального моста. Если вы не уверены, что справитесь с этим сами, обратитесь к специалистам. Бывают автомобили, в которых есть только одна функция, позволяющая регулировать только сиденье. Владельцам таких машин не стоит отчаиваться, так как суще­ствует множество тюнинговых ателье, где при наличии финансов можно ре­шить свои проблемы. Никогда не забывайте, что правильная посадка - это ос­нова вашей безопасности. А также учтите тот факт, что некоторые водители проводят за рулем автомобиля достаточно продолжительное время.

Уроки гоночной трассы.

Придавите, потом надавите.

Лучшие гонщики стараются максимально замедлиться перед поворотом в самом начале зоны торможения. Как только передние колеса загрузятся, они давят на педаль тормоза одним мощным усилием. На оставшиеся части зоны торможения они точно подбирают скорость с помощью trail-braking, постепен­но ослабляя усилие на тормозах, по мере того как автомобиль поворачивает.

Точно подбирайте скорость.

Гонщики используют тормоз в повороте вплоть до апекса, чтобы как можно точнее подобрать скорость прохождения поворота. Trail-braking помогает гонщику справиться с ошибочной скоростью входа в поворот, или с непра­вильно выбранной передачей, или с аварийной ситуацией в повороте. Способ­ность контролировать скорость даст возможность стабильно проходить через апекс.

Чистота - залог здоровья.

Механики часто чистят диски с помощью механических или электриче­ских приспособлений. Это следует делать по мере необходимости.

Не спешите с новыми колодками.

Новые колодки при агрессивном использовании портят тормозные диски, поэтому опытные механики закрепляют на видном месте стикер «новые колод­ки», чтобы гонщики в первое время не тормозили слишком сильно.

Чем меньше, тем лучше.

Некоторые механики высверливают в задних дисках огромные отверстия, чтобы облегчить автомобиль и снизить эффективность заднего тормоза. И гон­щикам, и обычным водителям мощный задний тормоз совсем не нужен.

Позднее торможение? 3-а-б-у-д-ъ!

Экстренное торможение на улицах уместно только в аварийной ситуации. Даже в гонках позднее торможение применяется только для смены позиции, ко­гда гонщик опережает соперника перед входом в поворот и блокирует ему тра­екторию. Такой стиль ухудшает время на круге, потому что автомобилю при­ходится ехать внутри идеальной траектории, а это приводит к потере апекса, снижению скорости прохождения поворота и неидеальному выходу на прямую.

Врезка 1.

Trail-braking: точный подбор скорости

Trail-braking повышает безопасность, потому что владение этим приемом позволяет изменять скорость в повороте. Если вы оттормаживаетесь до поворо­та, то вам приходится слишком рано решать, с какой скоростью проходить по­ворот. На знакомом маршруте это не проблема, если, конечно, вам не попадется какой-нибудь неприятный сюрприз в середине поворота. Но если попадется, тут без умения притормаживать на дуге поворота не обойтись. Помните: чем быстрее вы ездите, тем больше используете тормоза, потому что начинаете тормозить раньше и тормозите дольше.

Врезка 2. Главный закон тренировок.

Если вы разгоняетесь до 120 километров в час, тренируйте торможение со 120 километров в час. Вы поймете, что останавливаться с такой скорости очень непросто. Заодно обратите внимание на длину тормозного пути, возможно, это заставит вас пересмотреть свой скоростной режим.

2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
1 день    2 часа
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
1 день    3 часа
Индивидуальное занятие в городе
9 500 ₽
или 1584 р. × 6 мес.
2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
Занятие «Безопасность на льду»
9 500 ₽
или 1584 р. × 6 мес.
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
Еженедельно    1 ч.
1 день    2 часа
Годовой курс Мастер-классов
5 000 ₽
или 834 р. × 6 мес.
5 курсов    21 ч. занятий   

Женщина за рулем. Лето.

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, движение в городе, скорость маневрирования.
свой автомобиль
37 000 р. 49 500 р.
или 6167 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
55 500 р. 68 000 р.
или 9250 р. × 6 мес.
6 курсов    26 ч. занятий   

Малый стаж. Лето.

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.
свой автомобиль
46 000 р. 61 000 р.
или 7667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 85 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
3 курсов    14 ч. занятий   

Контраварийная автодромная. Лето.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на нескользящем покрытии (асфальт).
свой автомобиль
35 000 р. 41 500 р.
или 5834 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
65 500 р. 72 000 р.
или 10917 р. × 6 мес.
5 курсов    22 ч. занятий   

Полная контраварийная асфальтовая подготовка

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (асфальт)
свой автомобиль
39 500 р. 51 500 р.
или 6584 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 82 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
6 курсов    26 ч. занятий   

Малый стаж. Зима.

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.
свой автомобиль
46 000 р. 61 000 р.
или 7667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 85 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
5 курсов    21 ч. занятий   

Женщина за рулем. Зима.

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, городская практика, движение в пробках, ледовый автодром.
свой автомобиль
37 000 р. 49 500 р.
или 6167 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
55 500 р. 68 000 р.
или 9250 р. × 6 мес.
2 курсов    12 ч. занятий   

Контраварийная автодромная. Зима.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на скользящем покрытии (лед).
свой автомобиль
28 000 р. 32 000 р.
или 4667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
52 000 р. 56 000 р.
или 8667 р. × 6 мес.
4 курсов    20 ч. занятий   

Полная ледовая подготовка

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (лед)
свой автомобиль
35 000 р. 42 000 р.
или 5834 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
59 000 р. 66 000 р.
или 9834 р. × 6 мес.
1 курс    6 или 12 ч. занятий   

Индивидуальная в городе 2 или 4 дня по 3 часа

Высококласный персональный инструктор решает с вами индивидуальные задачи вождения в любом районе Москвы
2 занятия по 3 часа
16 000 р. 19 000 р.
или 2667 р. × 6 мес.
4 занятия по 3 часа
29 000 р. 38 000 р.
или 4834 р. × 6 мес.
7 курсов    34 ч. занятий   

Полная контраварийная "Мастер вождения"

Полная контраварийная программа, включающая в себя летние и зимние курсы.
свой автомобиль
67 500 р. 83 500 р.
или 11250 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
122 000 р. 138 000 р.
или 20334 р. × 6 мес.
2 курсов    8 ч. занятий   

Полная мото программа.

Два курса контраварийной подготовки на мотоцикле.
16 000 р. 19 000 р.
или 2667 р. × 6 мес.
Учим безаварийно водить
С 2001 года
Запись на курсы
+7(985) 727-62-15
 
 

Вход в личный кабинет

 

Подарочные сертификаты

 

Расписание занятий

О нас

Новости «Экстрим Драйв»

Наша команда

Наши видео

СМИ об «Экстрим Драйв»

Контакты

Авто курсы

 

Онлайн курсы

 

Мото курсы

 

Программы со скидками

 

Автодром Дзержинский

 

Аренда автомобилей

 

Бесплатный мастер класс

О контраварийном вождении

Автоспортсмены о вождении

Наши статьи о вождении

 

Правила и договоры

Правила поведения на автодроме

Правила оказания услуг (оферта)

Правила аренды автомобиля

Правила оплаты, доставка сертификатов

Юридическая организация, реквизиты

Политика конфиденциальности