Школа повышения водительского мастерства

Как работают ксеноновые фары.

Система, повышающая активную безопасность, стала модным аксессуаром. Ее даже подделывают.

Принципиальное отличие ксеноновых, то есть газоразрядных, ламп (англ. HID - High Intensity Discharge) от обычных ламп накаливания состоит в том, что свет излучает дуга между электродами, возникающая в среде инертного газа и паров металлов. Колба лампы наполнена ксеноном, который и дал название этому виду ламп. Отказ от нагреваемой током спирали помог достичь улучшения сразу нескольких характеристик. Во-первых, "традиционные" лампы большую часть энергии превращают в тепло, а не в свет. Ксеноновые фары потребляют на треть меньше энергии, чем обычные, но при этом создают в 2-2,5 раза больший световой поток. На практике это означает, что газоразрядная лампа, потребляющая 35 Вт, светит примерно так же интенсивно, как "галогенка" мощностью 200 Вт. Во-вторых, спираль рано или поздно "перегорает". Точнее, срок службы хороших галогенных ламп не превышает 500 часов, в то время как газоразрядные обычно рассчитаны минимум на 1500, а лучшие могут проработать и более 4000 часов.

Самая же заметная особенность газоразрядных фар - иной спектр свечения, который по сравнению с желтоватым светом традиционных фар кажется голубым. Приближение характеристик к солнечному свету также улучшает обзорность и снижает утомляемость зрения. Спектр характеризует цветовая температура: ее можно определить как температуру, при нагреве до которой абсолютно черное тело излучает такой же свет. Измеряется она в кельвинах (1 К равен одному градусу Цельсия, однако Кельвин предложил отсчитывать температуру от абсолютного нуля - минус 273° С). Цветовая температура ламп накаливания не превышает 2800 - 3200 К, в то время как у Солнца она равна примерно 5000 - 5600 К, а у чистого неба в солнечный полдень достигает 12 000 К. Первые ксеноновые фары европейских фирм (Philips, Hella, Osram) обеспечивали цветовую температуру 4300 -- 5200 К, корейские же производители уже предлагают лампы, создающие свет с температурой более 6000 и даже 7000 К, которые выглядят действительно синими. Однако то, что их продавцы дают на них гарантию вдвое меньшую, чем на более "скромные" европейские, заставляет задуматься, что ничто даром не дается. Особенно если учесть, что при замене необходимо менять две лампы одновременно: со временем оттенок света меняется и при установке только одной новой лампы можно получить неприятный эффект разного света от левой и правой фары.

К ксеноновым фарам, по требованиям европейского законодательства, обязательно "прилагается" автоматический корректор положения и омыватели. У нас такие стандарты пока не введены.

Изначально ксеноновые лампы ставили только в фары ближнего света: розжиг дуги занимает несколько секунд и переключение с дальнего на ближний происходит слишком медленно. В двухрежимных фарах Bi-Xenon "дальний" сегмент светового потока отсекают чисто механически, при помощи экранов, перекрывающих лампу.

"Ксеноновый свет" теперь предлагается для установки практически на любую машину. Однако это недешевое удовольствие: установочные комплекты даже корейских производителей стоят не менее 300 долларов. С учетом работ по установке (в Москве - примерно от 100 долларов) оснащение автомобиля ксеноном обходится примерно в 500 условных единиц и выше.

Существенно дешевле стоят лампы с обозначением Xenon Vision, Xenon charged или тому подобным. Для них не нужны высоковольтные блоки, которых требуют настоящие газоразрядные фары: ведь это обычные лампы с покрашенной в синий цвет колбой. Иногда действительно наполненные ксеноном, иногда более мощные, чем обычные. Особенно разумным их использование назвать трудно: эта "красотища" связана с неизбежным снижением интенсивности света (голубое стекло, грубо говоря, просто поглощает часть желтых лучей) и в лучшем случае освещенность дороги не ухудшается... Но - за счет роста нагрузки на бортовые источники энергии.

Источник: http://www.v-transport.ru/

Порекомендовать друзьям: