Школа повышения водительского мастерства

Методика диагностирования узлов и агрегатов автомобиля по физико-химическим свойствам масел

Александр ИЛЮХИН, старший преподаватель кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК, мастер спорта по автомотоспорту

В жизни иногда полезно проводить параллели, например, между строением человеческого организма и устройством автомобиля. Многие автомобилисты знают, что, когда аккумулятор высыхает, в него необходимо долить воды или кислоты. Но какой воды? Какой плотности кислоты? В какой пропорции и количестве? Аналогичная ситуация происходит и в спорте с организмом человека - электролитный баланс. А вот и другая параллель - человеческая кровь и масла, применяемые в автомобилях. Сразу оговорюсь: нас не интересует функциональное значение крови и масел. Всего лишь предлагается новая методика диагностики состояния транспортных средств по составу масла (по его капле). Подобно тому, как человек сдает анализ крови и врачи дают заключение о состоянии его организма, так и специалисты автосервиса, взяв на диагностику из узлов и агрегатов автомобиля масло, делают заключение об их состоянии. Между тем, провести «диспансеризацию» своего автомобиля может каждый водитель, даже не имеющий специального оборудования. Для этого существует несколько общедоступных способов.

Например, диагностика с помощью листа чистой бумаги. Для этого необходимо щупом на лист чистой белой бумаги нанести каплю масла. Серебристая металлическая взвесь в ее составе - свидетельство износа двигателя. Черные частицы говорят о сильном угаре или не-своевременной замене масла. Белесая нмульсия - признак попадания в масло антифриза, что может вызвать серьезные поломки двигателя.

Косвенно оценить состояние двигателя можно по отложениям на его внутренних поверхностях. Для этого следует отвернуть крышку маслозаливной горловины и провести пальцем изнутри по «клапанной» крышке. Обильные пастообразные отложения говорят о низком качестве масла или его нерегулярной замене, что приводит к интенсивному износу двигателя.

Классификация моторных масел

Новая классификация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) введена в действие с 1 февраля 2004 г. В ней предусматривается 14 категорий масел (ранее они назывались классами), объединенных в три класса:

  • А/В - масла для бензиновых двигателей;
  • С – масла для дизелей легковых автомобилей;
  • Е - масла для дизелей грузовых автомобилей.

Причем новая классификация предусматривает возможность введения особого класса масел для двигателей, работающих на сжиженном газе (пропан-бутан) или сжатом природном газе (метан).

Таблица 1. Классификация моторных масел АСЕА 2004 г.

КАТЕГОРИЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ*
КЛАСС А/В - ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ДИЗЕЛЕЙ
А1/В1-04 Бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, спе-циальноо сконструированные для использования энергосберегающих маловязких при высокойй температуре масел с динамической вязкостью от 2,6 до 3,5 мПа-с**
АЗ/ВЗ-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легкихх грузовиков, работающие в тяжелых условиях, с увеличенными интервалами замены моторного масла
АЗ/В4-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели с непосредственным впрыскиванием топлива. По назначению соответствуют моторным маслам категории АЗ/ВЗ-04
АЗ/В5-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования энергос-берегающих маловязких при высокой температуре масел с динамической вязкостью от 2,9 до 3,5 мПа-с. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**
КЛАСС С - ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНАЩЕННЫХ НЕЙТРАЛИЗАТОРАМИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
С1-04 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей и легких грузовиков. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам с динамической вязкостью 2,9 мПа-с. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**
С2-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования маловязких энергосберегающих масел с динамической вязкостью 2,9 мПа-с. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**
СЗ-04 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы
КЛАСС Е - ДЛЯ МОЩНЫХ ДИЗЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Е2-96, выпуск 5 Дизели с турбонаддувом и без него, работающие в средних и тяжелых условиях, с обычными интервалами замены моторного масла
Е4-99, выпуск 3 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающие в тяжелых условиях, с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом, снабженные системой снижения количества оксидов азота***. 3. Автомобили без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств
Е6-04 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005 %***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств
Е7-04 1. Высокооборотные дизели, соответствующие экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающие в тяжелых условиях, с увеличенными интервалами замены моторного масла. 2. Дизели с турбонаддувом без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенные системой снижения выброса оксидов азота***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре

* Все моторные масла, за исключением категории А1/В1-04, являются стойкими к деструкции — разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их со-став.

** В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.

*** Рекомендации по применению этих масел могут отличаться у различных производителей двигателей, поэтому следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.

2. История развития классификации

АСЕА 2004
Классы моторных масел и их назначение Категории моторных масел
А/В-для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков А1/В1-04; А3/В3-04;А3/В4-04;А5/В5-04
С- для бензиновых двигателей оснащенных нейтрализаторами отработавших и газов С1-04;С2-04;С3-04
Е - для дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации Е2-96, выпуск 3; Е4-99, выпуск 3, Е6-04, Е7-04

Классы моторных масел и их назначение Категории моторных масел и год их введения
АСЕА 1996 АСЕА 1998 АСЕА 1999 АСЕА 2002
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей А1-96 А1-98 А1-98 А1-02
А2-96 А2-96, выпуск 2 А2-96, выпуск 2 А2-96, выпуск 2
А3-96 А3-98 А3-98 А3-02
- А4-nn(резерв)
- А5-02
B- для дизелей легковых автомобилей В1-96 В1-98 В1-98 В1-02
В2-96 В2-98 В2-98 В2-98, выпуск 2
В3-96 В3-98 В3-98 В3-98, выпуск 2
- В4-98 В4-98 В4-02
- - - В5-02
Е- для дизелей грузовых автомобилей Е1-96 Е1-96, выпуск 2 Е1-96, выпуск 2 Исключен
Е2-96 Е2-96, выпуск 2 Е2-96, выпуск 3 Е2-96, выпуск 4
Е3-96 Е3-96, выпуск 2 Е3-96, выпуск 3 Е3-96, выпуск 4
Е4-99 Е4-99, выпуск 2 Е4-99, выпуск 2 Е4-99, выпуск 2
- - Е5-99 Е5-02

В обозначении категории последние две цифры указывают на год ее введения, а номер выпуска- на то, что при сертификации масел данной категории использован новый метод испытаний, но требования к их эксплуатационным свойствам не ужесточены.

Ориентировочная область применения и краткая характеристика свойств некоторых категорий масел по классификации АСЕА 2004 г. приведены в табл. 1. Эти сведения носят рекоменда-тельный характер, так как наиболее точные данные по моторным маслам, допущенным к применению на конкретном автомобиле, содержатся в инструкции. Особенно осторожно следует подходить к использованию маловязких энергосберегающих масел, на которые некоторые модели двигателей не рассчитаны.

В новой классификации значительно изменены требования к физико-химическим свойствам масел. Для всех категорий масел установлены жесткие нормы по противопенным свойствам при 150°С. Для оценки экологической безопасности и совместимости с каталитическим нейтра-лизатором отработавших газов масла классов А и В должны контролироваться на содержание серы после проведения испытаний. С целью уменьшения содержания металлоорганических присадок и соответственно повышения экологичности некоторых категорий классов А и В снижен максимальный уровень их сульфатной зольности.

Развитие классификации АСЕА по годам приведено в табл. 2.

Таблицы классификации моторных масел взяты из «Полезных страниц», выпуск 16, 2005 г.

Формула масла

Простая формула позволит определить низший температурный предел, до которого моторное масло не создает в двигателе эксплуатационных проблем.

Вязкостно-температурные свойства моторных масел зашифрованы в индексе SAE. Например, SAE OW-40, SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. д. Из этих индексов можно определить температуру, при которой масло еще не загустело до такой степени, что потеряло способность поступать в зазоры между трущимися деталями и обеспечивать нормальный запуск двигателя.

Для этого требуется от числа 35 отнять первое число в маркировке SAE. Например, для моторного масла с вязкостью 10W-30 это будет: 35 - 10 = 25. То есть такое масло, даже если автомобиль несколько дней простоял без движения на открытой стоянке при морозах в 25 градусов, гарантирует запуск и смазку деталей двигателя. А вот когда столбик термометра опустится еще ниже - увы, лучше не рисковать.

Рекомендации

Обычный водитель заезжает на замену масла после определенного пробега автомобиля (5-7, 10 тыс. км и т. д.), ориентируясь при этом на показания счетчика на спидометре или на специальную лампочку. Есть другая рекомендация - ориентируйтесь на расход топлива вашего автомобиля, так как одни ездят медленно, постоянно притормаживая, другие - быстро, а третьи в оптимальном для автомобиля режиме. Во всех случаях нагрузка на узлы и агрегаты (на масла) разная.

Не забывайте проверять количество масла (уровень) в вашем автомобиле, при этом диагностируйте его, воспользовавшись вышеописанными рекомендациями.

Порекомендовать друзьям: