Школа повышения водительского мастерства

Надежность водителя

Александр АНТОНОВ, ведущий специалист по безопасности автотранспортного подразделения кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК.

Александр ИЛЮХИН, старший преподаватель кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК, мастер спорта по автомотоспорту

Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествие погибает более 30 ООО человек. Страшная цифра. A ecли учесть, что по прогнозам аналитиков в ближайшие годы число жертв ДТП может возрасти еще на одну треть, то становит просто не по себе. В чем же причина столь удручающей статистики и пессимистических взглядов на будущее, отчего в мирное время наша страна ежегодно теряет по сути три полнокровных армейских дивизии, кто в этом виноват и как сделать, чтобы если не избежать, то хотя бы сократить количество транспортных аварий и катастроф на российских дорогах? По мнению авторов этой статьи, экстремальных ситуаций на автомагистралях было бы гораздо меньше, если бы помимо навыков вождения наши автолюбители обладали высокой общей культурой и интеллектом, в чем, собственно, и заключается надежность водителя.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное уп-равление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону на-дежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так предполагается считать мастером того водителя, который « умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении — умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке. Точный расчет — это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета — и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно га-рантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.

В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дорог без снижения скорости и многое другое.

Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подоб-ная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этому нужно учиться прежде всего.

Из чего же складывается надежность водителя?

Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В нашу задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях — внесение в конструкцию специальных изменений и дополни-тельного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транс-портным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широко-го применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано. Жизнь, дорожно-транспортные происшествия — подтверждают этот вывод. Такие лица выявляются уже на стадии обучения, но необходимо обеспечить методику, чтобы они сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них.

Однако «приземленность» автомобильного транспорта, в отличие, скажем, от авиации, где необходимость профессионального отбора не вызывает сомнения, мешает этим людям согласиться с подобным выводом. Он воспринимается как заключение о какой-то неполноценности, почти как оскорбление.

Не секрет, что довольно распространено суждение о том, что главное — получить водительское удостоверение. Не знания и навыки, не объективную оценку фактической готовности к самостоятельному управлению транспортным средством, а документ, предоставляющий юридическое право на вождение автомобиля. Поэтому изыскиваются разные пути для достижения поставленной цели, вплоть до покупки заветных «корочек» у некоторых нечистоплотных на руку «благодетелей» от ГИБДД. Это, как говорится, не от большого ума и не от глубокого понимания ответственности будущего водителя за безопасность дорожного движения. Подобные «медвежьи услуги», связанные с тем, чтобы облегчить получение водительских прав (не квалификации, а удостоверения), впоследствии нередко заканчиваются тем, что новоиспеченный водитель оказывается виновником дорожно-транспортного происшествия, а подчас и жертвой его. Существенное значение для решения вопроса о водительской квалификации имеет возраст. В нашей стране, как и в большинстве других стран, определен минимальный возрастной ценз на получение права управления мотоциклом — 16, а автомобилем — 18 лет. Установление возрастных лимитов объясняется необходимостью как физической, так и психологической, гражданской зрелости лиц, которым разрешается управление источником повышенной опасности, к числу которых отнесен и автомототранспорт.

Социологические и криминологические исследования выявляют в целом прямое влияние на уровень аварийности возраста и стажа работы водителей. Наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают водители в возрасте от 18 до 22 лет. Причем чем моложе водитель, тем он потенциально опасней. Лица же в возрасте за 30 становятся участниками происшествий в два раза реже.

В последние годы довольно настойчиво высказывается предложение пересмотреть требования к возрасту водителей транспортных средств категорий «А» (мотоциклы) и «В» (легковые автомобили) в сторону их снижения. Аргументируется это возросшим техническим совершенством транспортных средств, дорожных условий, организации движения в целом и рядом других положений.

Вопрос этот представляется весьма важным и принципиальным в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Чем моложе водитель, особенно до 20 лет, тем он относительно чаще оказывается участником ДТП. В этой истине нас убеждают результаты исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом.

Так, исследования, проведенные в США, свидетельствуют о том, что молодые водители наиболее часто вовлекаются в ДТП, в том числе и в происшествия с тяжкими последствиями. По потенциальной опасности их сравнивают с пьяными водителями. Они часто идут на риск, особенно в присутствии своих сверстников.

До сих пор радикальных средств, которые могли бы поставить молодых водителей по степени их надежности в один ряд с водителями, которым за 20 лет, не найдено. Возможно, в дальнейшем социальная зрелость будет приходить к людям раньше и позволит нейтрализовать некоторые возрастные психофизические проявления (задор, риск, дух первенства и т. п.), которые при управлении транспортными средствами приводят к отрицательным последствиям.

Непосредственная подготовка водителей производится в автомобильных школах и на курсах, сетъ которых значительно расширилась.

Хуже всего дело обстоит в сельской местности и с подготовкой мотоциклистов. В лучшем случае часть из тех, кто не смог поступить в школу или на курсы, проходят обучение самостоятельно и в установленном порядке сдают экзамен и получают удостоверение, в худшем — ездят без водительских прав, научившись переключать передачи, держаться в седле, производить повороты и тормозить. Главным образом речь идет о молодых людях, порой еще не достигших и 16-летнего возраста.

О какой надежности этой категории водителей может идти речь? Они не обладают правильными навыками управления транспортным средством, не имеют необходимой психологической подготовки. Они не понимают ни своей ответственности за безопасность дорожного движения, ни возможных последствий своих не только легкомысленных, но и противоправных действий. Статистика убедительно подтверждает сделанный вывод.

Помимо количественного охвата всех лиц, желающих получить водительские права, нуждаются в решении и вопросы, связанные с качеством обучения и подготовки будущих владельцев транспортных средств. Не секрет что многие автошколы России обучают лишь необходимым азам вождения автомобиля, что само по себе не гарантирует надежности управления транспортным средством. Доучиваться приходится методом проб и ошибок, создавая опасность не только для своей жизни, но и окружающих. Отсюда возникает резонный вопрос, где же все-таки можно получить квалифицированную помощь в приобретении надежных психофизиологических навыков вождения? В нашей стране стали появляться и неплохо зарекомендовали себя курсы дополнительного образования и подготовки всех категорий.

На таких курсах обучаются слушатели разных возрастов, как с водительским стажем, так и без него. Занятия проводятся под руководством опытных педагогов, специалистов высшей категории. Особое внимание уделяется обучению тактическому управлению транспортным средством. В дальнейшем, в процессе самостоятельного управления, человек будет повышать и совершенствовать свое мастерство, шлифовать манеру вождения, постигать тонкости психологии водительского ремесла. Но ни в коем случае не доучиваться в потоке транспорта.

Источник: журнал «Фактор риска» №1(9)/2006

Порекомендовать друзьям: