Школа повышения водительского мастерства

Нелегкий путь к мастерству вождения.

Самое сложное во всем этом деле - убедить человека, который ездит давно и (на его взгляд) неплохо, что очень много нужного он делать не умеет в принципе. Поэтому не стоит, наверное, начинать с правильной посадки, пристегивания ремнем, руления. Все это страшно важно, но - как-то не зацепляет. Момент не наступил. Лучше начать с другого.

Езда на машине - процесс в основном автоматический. И чем сложнее ситуация, чем быстрее нужно реагировать, тем больше работу разума вытесняют мозжечок и всякие нервные волокна. Руки и ноги, не спросясь мозга, по собственной инициативе делают то, что им, рукам и ногам, в этот момент кажется правильным. А переучить конечности нелегко. Поэтому мне всегда были подозрительны советы, что, дескать, на заднем приводе в заносе немедленно сбросьте газ, а на переднем, наоборот, срочно добавляйте. Тут и не сообразишь сразу, какой у тебя привод - конечно, если всю жизнь не ездишь на одной и той же машине:

Вопреки традиции, речь пойдет вначале об универсальных рецептах: школа Audi, несмотря на отсутствие заднего привода в модельном ряду фирмы, начинает именно с него и посвящает ему 2/3 учебного времени. Поэтому учиться можно и на `фирменных` трешках-шестерках, и на своей, неважно какой, машине.

Ну ладно, универсальные так универсальные. Только я ведь тоже не лыком шит, девять лет за рулем, на чем только не поездил, и вон как хорошо машину чувствую. Надо еще доказать, что мне она нужна, эта ваша наука: Меня привозят на Ходынское поле, сажают в переднеприводную `трешку` и велят проехать змейку, огибая по очереди справа и слева выставленные в линию конусы. Чтоб не выглядело чересчур теоретично, я представляю себе, что лавирую между торчащими крышками канализационных люков. Рулю аккуратно, не резко. Четко выполняю упражнение. И что происходит?

На третьем конусе, хотя каждый раз я делаю абсолютно одинаковые движения, автомобиль начинает кидать вправо-влево уже гораздо сильнее. А конусе, наверное, на пятом - с таким размахом, что я, не дожидаясь худшего, начинаю тормозить, потом зачем-то вертеть рулем, и в результате очередной конус оказывается под днищем. Вот незадача. И заодно урок первый: прежде чем решать проблему, надо ее создать в реальной езде, а не рассуждать `о том страшном, что может случиться, но чего надо любой ценой избежать`. Теперь недоверчивый поначалу ученик более-менее готов слушать. Базовая теория, впрочем, не особо хитрая. Машина контактирует с дорогой четырьмя колесами, больше ничем, тут спорить не приходится. И действуют на них в пятне контакта сила тяги, тормозная сила и сила бокового сноса. Если сумма тяга+снос или торможение+снос больше силы трения, машина руля уже не слушается. В данном случае это и происходило с моей передней осью. Выход - или ехать медленнее, или, что гораздо интереснее, увеличить силу трения передней оси: загрузить ее весом автомобиля. Это распределение нагрузки по осям и есть то главное, что предстоит мне понять. Точнее, почувствовать.

Делать надо очень простую вещь, объясняет тренер. Перед каждым конусом нужно на мгновение отпустить газ. Машина начинает тормозить двигателем, делает клевок, передние колеса загружаются и начинают слушаться руля. Отпустил газ - повернул руль - снова нажал.

И так перед каждым конусом. Пока хватит и этого. Потом, когда научусь, надо будет не только сбрасывать газ, но и тормозить - но учитель меня жалеет и дозирует порцию нового.

В теории просто. Но первые две змейки `по новым правилам` меня хвалят лишь для психологической поддержки. Зато по ходу дела дают советы - сейчас ты газ слишком поздно сбросил, теперь руль рановато повернул, теперь вообще с ритма сбился: На третьей змейке внезапно наступает перелом. Я вдруг перестаю механически крутить и нажимать, а начинаю как-то по-другому чувствовать машину - буквально ощущаю, как при каждом отпускании газа колеса вцепляются в дорогу. Кто не ездит на автомобиле (или ездит, но не любит), едва ли поймет, но ощущается это настоящим прозрением.

Мимолетное чувство надо скорее закрепить. Ведь распределение веса по осям и связанная с этим сила трения, объясняют мне - это основа всей школы Audi.

Поэтому еще одно упражнение на ту же тему. С помощью конусов на асфальте рисуют крутой поворот. Входишь в него километрах на сорока (для такого маневра слишком быстро, но так и задумано) и круто поворачиваешь руль, продолжая жать на газ. Машину несет наружу, бедные конусы разлетаются во все стороны. Кстати, снос передней оси в такой ситуации происходит на любом приводе - и на школьной `трешке`, и на моем заднеприводном `Форде`, я пробовал. И рецепт один и тот же. Нагрузить переднюю ось, я теперь ученый. Снова вхожу в поворот, закручиваю руль, а когда меня начинает нести, бросаю газ и следом за этим немножко `отпускаю` руль обратно. Не говорите, что это всем известные вещи. Я тоже обо всем этом и читал, и по телевизору видел, могу кому хочешь объяснить последовательность действий - но ничего у меня не получается. То куда-то выносит, то разворачивает, то передок отказывается скользить. Чего-то мне снова объясняют: А потом - опять прозрение. Как-то мне удается поймать это ощущение: сброс газа, клевок, `откручивание` руля - и машина, вместо того чтобы безвольно скользить к наружным конусам, вдруг послушно ныряет внутрь поворота и проходит по узкому коридорчику. Получилось!

Вот что значит развесовка по осям. После первого урока она стала для меня главным смыслом автомобильной жизни. Она мне даже снилась. Я и по городу так ездил. Чуть пустая дорога и гаишников нет, начинаю: сбросил газ - повернул - нажал, сбросил - повернул - нажал: Машина превратилась из перемещающегося в пространстве куска металла во что-то вроде качелей: при разгоне она у меня приседает на заднюю ось, при сбросе газа и торможении `клюет`. Она и раньше все это делала, но теперь я умею это использовать! По крайней мере немножко. Для первого урока, пожалуй, достаточно.

Газета.ru
Порекомендовать друзьям: