Школа повышения водительского мастерства

Основы управления картом

Визитная карточка

Илюхин Александр Анатольевич. Родился в 1965 году в Москве. Мастер спорта по автомотоспорту, вице-чемпион СССР, двукратный вице-чемпион Москвы, двукратный ре-кордсмен России.

«Я не могу себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте».

Михаэль Шумахер

В последние годы значительно возрос интерес к занятию автоспортом, и в частности картингом. Некоторым людям достаточно прокатиться один раз на автомобиле «карт», чтобы понять прикладное значение этого вида спорта.

К большому сожалению уже более 15 лет мне не удается доказать нашим чиновникам, что занятия картингом необходимо включить в программу общеобразовательных школ. Занятия картингом в детстве помогут многим познакомиться с психофизиологическими особенностями своего организма и осознать некоторые аспекты в управлении автомобилем. Многим детям станет понятнее, что пешеходу проще сделать шаг назад, на тротуар, чем водителю остановить автомобиль. Для занятий картингом каждой школе не обязательно обзаводиться специальной кар- тинговой техникой. Достаточно того, чтобы школьный автобус в определенное время доставлял учеников на кар- тодром и, по окончании занятий, обратно в школу. Конечно, для занятий картингом в школах потребуется финансовая поддержка со стороны государства и меценатов. Но тем самым частично решится проблема большой аварийности на дорогах России.

Картинг (kart) — гонки на картах, микроавтомобилях без подвески. Трассы картинга в Москве отличаются сложной конфигурацией, обладают большим числом правых и левых поворотов разных (преимущественно малых) радиусов. Длина их от 400 до 1200 м, ширина от 6 до Юм, длина прямого участка не более 100 м. Большое распространение как «прокатное мероприятие» картинг получил в России в конце прошлого века. В Москве существуют частные школы картинга, и в основном они работа-ют по своим собственным программам. Перед началом практических занятий необходимо ознакомиться с основами управления картом.

Требования, которым должен соответствовать водитель

Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.

Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих со-перников. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревнований. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.

Прокатные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоночные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реакция гонщика, чтобы на таких скоростях в группе конкурентов не потерять контроль над картом. В таких условиях необходимо преодолеть множество поворотов, управлять мощностью двигателя и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности, любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигателей, в напряженной обстановке гонок, на глазах зрителей.

Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картинге. Он заметил, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние всего несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.

Чтобы отлично управлять спортивным картом, желательно иметь талант. Под этим определением следует понимать полный набор особых психофизических качеств, которые не всегда можно оценить и измерить. Прежде чем решиться сесть за руль спортивного карта в качестве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, можно избежать многих разоча-рований.

Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом человеком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недостатках или психической неуравновешенности.

Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции.

Водитель карта должен иметь хорошее зрение, находиться в хорошей физической форме.

Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна. Выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо говорить об устойчивости совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум и вибрация, возбуждение, напряжение и т. п.

Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным, уметь ездить без лишнего риска. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас определять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуитивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной ситуации.

Картингист обязан отлично владеть техникой скоростной езды, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен отлично знать конструкцию и «характер» двигателя и других механизмов карта, предохранять их от перегрузки или повреждения, чтобы суметь довести карт до финиша.

Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что, пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда не известно, что ждет едущих впереди.

Обязательным условием занятий картингом является соответствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их достичь. Только сплав мастерства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.

Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофизическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, которую невозможно однозначно определить. При управлении картом необходимо чутье, врожденное «шестое чувство», благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать представившуюся ему возможность.

Экипировка водителя

Водители картов, особенно в прокатных категориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.

Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.

Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем.

Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бывали случаи тяжелых травм из-за того, что при опрокидывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.

Спортсмены гоночных категорий в обязательном порядке пользуются специальным комбинезоном. Комбинезон должен быть хорошо подогнан и не сковывать движения.

Обувь для картинга подбирается достаточно высокая, обязательно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с высоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала (второе особенно важно при езде в зимний период).

Использование перчаток обязательно для безопасности и удобства. Перчатки предохраняют руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.

Некоторые гонщики, защищаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 минут, применение затычек для ушей нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.

Посадка водителя

Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку нетрудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.

Водитель в карте должен сидеть свободно и удобно. Туловище должно быть отклонено слегка назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении «десять» и « два» по циферблату часов. Ноги слегка согнуты в коленях, пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали свободно, с расслабленными мышцами.

Педалям необходимо придать такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскальзывали с педалей.

На картах, позволяющих занять правильное положение, некоторые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков, судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.

На трассе иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сидения. Это не сказывается на управлении, но избавляет водителя от смещений при тряске.

Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель.

Торможение

От торможения зависит само прохождение поворотов и время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это привычка, выработанная повседневной ездой на автомобиле в обычных условиях уличного движения. На спортивных трассах необходимо держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко (экстренное торможение), вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз. Желательно стараться смоделировать работу АБС. Грамотный разгон и правильное торможение — это первое, чему следует научиться, сев за руль карта.

Траектория

Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Боковое скольжение — это дополнительный тормоз. Когда-то трехкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль хочет по ней ехать». Для болидов Фор-мулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. Но относится ли это к картингу?

Устроители картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же найти оптимальную траекторию несложно — по ней карт быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий поворот, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее. А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за лучшим картингистом, как он проходит дистанцию.

Азбука идеальных траекторий

Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота — как можно шире.

Поворот на 180 градусов, или разворот, делается следующим образом. Вход широко снаружи, затем внутрь к вершине поворота (апекс) и плавный газ. Очень важно на входе не поворачивать руль до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.

На примере комбинации из правого и левого поворотов становится понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов желательно делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.

Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине можно рассматривать как два 90-градусных поворота.

На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90- градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.

На трассе не может быть одного рецепта на все случаи жизни, при разных обстоятельствах возможны различные траектории прохождения поворотов. Но самый быстрый способ — тот, при котором карт поворачивает как можно плавнее, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим нагрузкам.

Никогда не забывайте, что первичным является техника управления картом, а только потом — тактика.

Многие родители, занимаясь образованием и воспитанием своих детей, задаются вопросом: «В каком возрасте целесообразнее приобщать ребенка к занятиям автоспортом?» Специалисты считают, что чем раньше начать «автомобильное образование», тем легче, быстрее и лучше оно дается. При этом многие сложные элементы управления автомобилем ребенок осваивает как ув-лекательную игру.

Порекомендовать друзьям: