Школа повышения водительского мастерства

Под газом.

Употребляй в меру.

В этом разделе рассказывается о педали газа, как о самом возбуждающем устройстве автомобиля. Скорость манит всегда, но этот зов должен уравнове­шиваться опасностями реального мира - вроде заполненных машинами улиц или знаков, ограничивающих скорость движения. Скорее всего, когда вы ос­воите приемы, изложенные этой книге, цифры на спидометре будут вас волно­вать меньше: предметами вашего обожания станут идеальная траектория в по­вороте, точное торможение и меньшее время прохождения любимого маршру­та.

Неправильное использование педали газа является причиной большинст­ва неспровоцированных аварий. Ничего удивительного: если подержать педаль газа открытой всего несколько секунд, цифры на спидометре большинства со­временных автомобилей станут трехзначными: они способны разгоняться до 100 километров в час за 4-8 секунд, и заметьте - это автомобили, которые про­даются в магазинах.

Подержите педаль газа открытой подольше, и скорость перевалит за 150 километров в час. Возможно, вы тоже знаете участок дороги, позволяющий по­ложить стрелку тахометра в красную зону на высшей передаче, хотя большин­ство российских дорог для таких опытов не годится.

Плохо то, что педаль газа очень легко нажать, но справиться с результа­том не всегда получается.

Давайте не будем питать иллюзий - любой малограмотный водитель, су­меет максимально нажать на педаль газа. Это происходит каждый день, попол­няя списки жертв неспровоцированных аварий, вызванных превышением ско­рости. Об этом говорят черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине.

В нажатии педали газа нет ничего трудного, таким умением не стоит гор­диться. Гораздо труднее и достойнее освоить приемы, в которых точная работа газом - ключевой момент. Из раздела «Рули уверенно» вы узнали, что правильное использование педали газа помогает поворачивать. Вы закрываете газ перед поворотом, чтобы загрузить передние колеса. Медленный автомобиль охотнее наклоняется. От­крытие газа перемещает вес с передней на заднюю ось, распрямляет пружины и заставляет автомобиль либо поддерживать угол наклона, либо уменьшать его в зависимости от степени открытия газа, мощности автомобиля и характеристики подвески. Вот почему так трудно рулить ускоряющимся автомобилем. Поду­майте сами: передние пружины распрямились - значит, рулевая геометрия ав­томобиля стала более устойчивой. Но если сбросить газ и сжать передние пру­жины, то геометрия меняется в сторону лучшей поворачиваемости. Итак, про­стым перемещением веса вы меняете поведение своего автомобиля, делая его то более устойчивым, то более поворачиваемым. Конечно, можно повернуть автомобиль и на полном газу, но потребуется больше времени и большее рас­стояние. Заведите привычку загружать переднюю ось вашего автомобиля перед поворотом.

От включения к включению.

Обращайтесь с газом аккуратно. Плавно открывайте его. Прикрывайте его потихоньку. Медленно переходите от отрытого к закрытому газу. Всегда помните о том, что когда вы резко отпускаете педаль газа, автомобиль приса­живается на переднюю ось, а когда резко нажимаете на педаль газа - он приса­живается назад.

Почему большинство водителей неправильно пользуются педалью газа? Ответ кроется не только в отсутствии знаний, но и в психологии человека. Как только вы закроете газ, вы рефлекторно передвинете ногу в направлении педа­ли тормоза. Тут-то и начинаются вещи пострашнее, чем приближающийся по­ворот или перекресток.

Когда вы слишком резко нажмете на тормоз, скорее всего, это приведет к блокировке колес. Вы, естественно, испугаетесь и нажмете на педаль тормоза еще сильнее. В результате ваш тормозной путь возрастет, часто с последствия­ми.

Итак, возвращаясь к истокам проблемы: старайтесь закрывать газ мягко и контролируемо, потому что это успокоит ваши нервы, даст возможность лучше почувствовать усилие, которое вы прикладываете к педалям. Закройте газ резко на низких оборотах и ничего страшного не произойдет. Сделайте ту же ошибку у ограничителя оборотов, и ваши колеса сорвутся в скольжение. Учитесь при любых обстоятельствах плавно, мягко и обдуманно пользоваться педалью газа - именно в ней спрятана ваша судьба.

Не отжигайте.

Агрессивный стиль вождения делает поездки по улицам опасными. От­носитесь к педали газа уважительно, старайтесь нажимать на нее только плав­ными, мягкими движениями. Получая меньшие нагрузки при плавном движе­нии автомобиля, ваш мозг лучше сможет воспринимать истинную скорость входа в поворот или оценить тормозной путь, потому что теперь ему не надо отвлекаться на панику. Ваш мозг может подумать о таких важных вещах, как скорость прохождения поворота, угол поворота, скорость вращения рулевого колеса, траектория.

Тренировка: делайте это медленно.

Довольно непросто научиться плавно обращаться с педалью газа, когда это необходимо, поэтому не рекомендую начинать с тренировок на большой скорости. Начните с малого - с первой передачи. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу и начинайте ускоряться и замедляться на разных обо­ротах. Поначалу нажимайте на педаль газа медленно, очень плавно, поперемен­но открывая и закрывая газ. Сконцентрируйтесь на движении правой ноги, от­тачивайте ловкость в обращении с педалью. Когда у вас начнет получаться, увеличьте обороты и постарайтесь работать с газом так же плавно, но уже по­быстрее. Найдите предел, когда вы можете максимально быстро закрывать и открывать газ, сохраняя плавность. Этот прием нужно особенно настойчиво тренировать тем, кто участвует в соревнованиях, потому что в условиях сопер­ничества все действия инстинктивно становятся агрессивными. Применяйте этот прием при вождении автомобиля, карта, мотоцикла - всего, что имеет дроссель. Обратите внимание, как вы нажимаете педаль газа в машине. Заведи те привычку никогда не делать этого слишком резко. Вам обязательно нужно научиться плавной работе с газом, потому что иначе, когда вы начнете ездить быстрее, на грани возможностей вашего автомобиля любое резкое обращение с педалью газа, может закончиться трагически.

Прикрыт, но не закрыт - помните о ровном газе.

Вы подходите к повороту, отпускаете педаль газа, в результате чего за­гружаются передние колеса, и поворачиваете рулевое колесо. Если в повороте слишком сильно загрузить шину наружного опорного колеса, она потеряет сце­пление с дорогой. Вы должны научиться так открывать газ, чтобы чуть-чуть разгрузить перед, но не начать ускоряться. Такое положение дросселя называ­ется «ровный газ».

Тут главное - не перестараться. Любая неправильная работа с педалью газа грозит двумя неприятностями. Во-первых, мы знаем, что на дуге поворота при нажатии на педаль газа автомобиль стремится распрямить траекторию движения, поэтому можно промахнуться мимо апекса. Во-вторых, на передне­приводном и полноприводном автомобилях сброс газа может привести к заносу задней оси автомобиля (избыточной поворачиваемости). Ровный газ стабилизи­рует автомобиль, немного разгружая переднюю ось, слегка загружая заднюю, что дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Запомните, цель ров­ного газа не ускорение, а стабилизация автомобиля в повороте.

Главное преимущество плавной работы газом - возросшая скорость, не больше и не меньше. Если автомобиль не раскачивается и не рыскает, спорт­смен может спокойно думать о выборе передачи, скорости входа в поворот, сцеплении шин с дорогой и траектории. На самом деле, оценить сцепление с дорогой гораздо проще, если подвески ведут себя стабильно, а не сжимаются и разжимаются все время. Чем более плавно вы работаете с педалью газа, тем бы­стрее и комфортнее будете ездить.

Шины автомобиля и 100 единиц сцепления.

На какие сцепные свойства своих шин можно рассчитывать? Этот вопрос не имеет простого и однозначного ответа. Однако ответ всегда зависит от мно­жества конкретных условий, именно это и развивает ваш интеллект при вожде­нии автомобиля.

Хорошие гоночные шины цепляются за дорогу на 100 единиц. Жесткие шины, рассчитанные на большие пробеги, имеют те же 100 единиц. Самое главное - вы можете рассчитывать только на 100 единиц, больше просто не бы­вает.

Рассмотрим заднюю шину, заднеприводного автомобиля. Она расходует свои 100 единиц на обеспечение тяги и на уравновешивание центробежной си­лы. Если угол поворота рулевого колеса равен нулю, все 100 единиц идут на тя­гу, но как только автомобиль направлен в поворот, задним шинам придется от­дать часть единиц на сопротивление центробежной силе. Если повернуть руле­вое колесо до упора, почти все единицы пойдут на поворот и лишь немного ос­танется на разгон. Если водитель повернет рулевое колесо в поворот так, что его автомоби­лю потребуется 97 единиц сцепления шин на борьбу с центробежной силой, а потом ускорится так, что ему понадобится еще 5 единиц на тягу, то это может привести либо к сравнительно безобидному сносу (недостаточной поворачи-ваемости), либо к заносу. Если резко нажать на педаль газа, ведущие колеса пе­регрузятся почти наверняка. Если же добавлять газ плавно, можно подобраться к 100 единицам вплотную и делать это абсолютно уверенно и предсказуемо в каждом повороте. Плавная работа правой ногой помогает выигрывать соревно­вания и безопаснее ездить по улицам. Обе цели стоят того, чтобы за них побо­роться.

Перебрать единицы можно многими способами. Мы рассмотрели ситуа­цию с автомобилем, который начинает ускоряться на дуге поворота. Ситуация может быть другой, но результат один - вы запрашиваете сцепления больше, чем есть у шины, поэтому она начинает скользить. Движение автомобиля на большой скорости в управляемом заносе - зре­лище не для слабонервных, особенно если за рулем новичок. Он хочет ехать быстро и думает, что это означает больше газа. Он ошибается. А все потому, что не очень хорошо представляет себе возможности своего автомобиля. Итак, не важно, ускоряетесь ли вы или замедляетесь - от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как только требуемые единицы сцепления зашкаливают за 100, шина начинает скользить.

Набор газа.

После того как вы вошли в поворот, нужно переходить от закрытого к ровному газу. Представьте себе легкое нажатие на педаль газа. Представьте лишь слегка натянувшийся трос газа. Представьте заслонку, открывшуюся на долю миллиметра. Представьте лишний миллиграмм топлива в цилиндрах дви­гателя. Представили? Это и есть тот самый ровный газ, который лучшие гон­щики тренируют всю жизнь, это очень важное понятие.

Вопрос «когда открывать газ в повороте» имеет простой ответ - «сразу после того как автомобиль повернул». Но чем раньше вы это делаете, тем мягче должны действовать, потому что в этот момент задние шины используют почти все 100 единиц сцепления для поворота. Чем на больший угол вы поворачивае­те рулевое колесо, тем аккуратнее надо добавлять газ. Посмотрите внимательно, как вращают рулевое колесо лидеры любых ав­томобильных соревнований. Они в 90% случаев осуществляют плавные движе­ния руками и только в 10% дергают руль резко. Запомните: быстрый автомо­биль - медленные руки.

Но в какой-то момент автомобиль нужно выводить из поворота. По мере того как уменьшается угол поворота передних колес, все больше единиц стано­вится доступными для тяги. Вы можете плавно и равномерно добавлять газ по мере распрямления рулевого колеса. Вот вам и ответ на вопрос, когда можно ускоряться - как только вы видите выход из поворота и имеете возможность уменьшать угол поворота рулевого колеса. Представьте себе, что ступня вашей правой ноги соединена струной с пятном контакта заднего колеса. Когда автомобиль едет с максимальным углом поворота передних колес, вы не можете осуществить нажатие на педаль газа. Но как только начинаете распрямлять рулевое колесо, струна провисает и вы уже можете потихоньку добавлять газ. Именно так нужно разменивать "угло­вые" единицы на единицы тяги.

Главное - не открыть газ слишком рано. Автомобиль должен войти в по­ворот до того, как вы начнете нажимать на педаль газа. Яркий симптом слиш­ком раннего открытия газа - широкое прохождение медленных поворотов: во­дитель нетерпеливо добавляет газ, передняя подвеска распрямляется и автомо­биль увеличивает радиус. Итак, держите газ закрытым, пока автомобиль не по­вернет, и только потом переходите к ровному газу.

100 единиц под дождем.

Дождь, песок, разметка уменьшают не количество единиц, а величину единицы. Вы по-прежнему распределяете 100 единиц на борьбу с центробеж­ной силой и на обеспечение тяги, только теперь сами единицы меньше, чем на сухом асфальте. Уменьшение сцепных свойств поверхности означает, что те­перь предела можно достичь на меньшем газу и при меньшем угле поворота передних колес, однако вы по-прежнему должны уважительно относиться к их комбинации. При дожде правая нога должна быть еще медленнее и еще более плавным – руление.

Те же рассуждения справедливы для старых изношенных шин. Вы ком­бинируете «угловые» и «тяговые» единицы, но масштаб шкалы гораздо мень­ше. Как только вы научитесь уважать эту шкалу, вы поймете, почему самые быстрые гонщики одновременно и самые стабильные. Каждая шина может дать только 100 единиц сцепления.

Тренируйте правую ногу.

Когда в следующий раз поедете на автомобиле, попытайтесь закрывать газ максимально медленно. Обеспечьте себе достаточное время и дистанцию и полностью сфокусируйтесь на медленном отпускании педали газа. Обратите внимание, насколько быстро двигается правая нога. Постарайтесь закрывать газ мягко и сосредоточьтесь на мягком переходе к торможению.

Обратите внимание на то, как «клюет» передняя часть вашего автомобиля при замедлении. Если вы закроете газ быстро, клевок будет резким. Попробуй­те закрыть газ медленно - и перед автомобиля плавно наклонится.

При езде по автостраде попробуйте сбрасывать газ на разных оборотах. Обратите внимание, насколько труднее достичь плавности на высоких оборо­тах. При высшей передаче и небольших оборотах сбросить газ нетрудно, но по­пробуйте замедлиться с той же скорости на третьей передаче!

Перегазовка.

Перегазовка используется для более мягкого переключения передач, вниз и даже вверх. Перегазовка происходит, когда сцепление выжато и передача пе­реключена.

В этот момент двигатель отсоединен от трансмиссии и может легко рас­крутиться. Благодаря перегазовке он не выходит на обороты холостого хода во время переключения.

Перегазовка требует практики, зато вы не только станете мягче переклю­чать передачи, но и продлите жизнь сцеплению. Каждое переключение вниз желательно сопровождать перегазовкой, это касается и автомобиля, и мотоцик­ла. Помимо того, что перегазовка бережет сцепление и сделает поездку более комфортабельной для пассажиров.

Уроки гоночной трассы.

Сцепные свойства шин меняются во время гонки.

Поскольку чемпионы ездят быстрее всех, они - самые рисковые ребята, так? Но почему же они так редко падают? Все просто - «профи» не только пре­красно понимают баланс между «угловыми» и «тяговыми» единицами, но и учитывают масштабирование шкалы в течение гонки, связанное с износом шин. Их управление газом в повороте в течение гонки становится все плавнее и плавнее.

Раннее и плавное прибавление газа.

Гонщик, который начинает добавлять газ в каждом повороте на 10 санти­метров раньше соперника, на эти же сантиметры увеличивает длину прямой следующей за поворотом. Ранний газ означает большее ускорение, и такой гонщик показывает при замерах максимальную скорость на прямой. Однако наиболее показательной является скорость сразу после апекса.

Относительно безболезненная тренировка.

Профессиональные пилоты постоянно ищут возможности совершенство­вать навык управления газом. Большим подспорьем в этом являются зимние соревнования. Несколько часов, проведенные на льду, - что может быть лучше? Вдобавок это помогает научиться лучше почувствовать педаль газа, что полез­но, особенно спортсменам, участвующим в кольцевых гонках.

Не переборщи с газом.

На кольцевых соревнованиях постоянно слышны жалобы гонщиков на плохое сцепление с асфальтом в том или ином повороте. Причем всегда жалу­ются медленные гонщики. Почему? Все очень просто - такой гонщик подходит к повороту медленнее, чем мог бы, осознает это и добавляет газ. Поскольку он делает это в повороте (используя, к примеру, 80 единиц в качестве "угловых") и добавляет газ слишком резко (затребовав, допустим, 25 единиц на тягу), он просто ггревышает предел сцепления задних колес. Быстрые гонщики мягче до­бавляют газ, плавно доводя количество очков до 100.

Перегазовка и еще раз перегазовка.

Гонщики, автомобили которых не имеют проскальзывающего сцепления, постоянно тренируют перегазовку, потому что не могут позволить себе забло­кировать ведущие колеса перед поворотом. У тех, кто ездит по улицам, цена ошибки еще выше. Поэтому тренируйте перегазовку до тех пор, пока она не войдет в привычку, а привычка не станет рефлексом.

Порекомендовать друзьям: