Школа повышения водительского мастерства

Подруливание.

Сколько раз вы рулите в повороте? А сколько раз, по вашему мнению, нужно рулить? Правильный ответ - одно руление на один поворот. Это - правило руления № 1.

Подруливание в повороте, это одно или несколько дополнительных руле­ний, не что иное, как проявление инстинкта самосохранения, срабатывающее по уже знакомым нам причинам: «вошел слишком быстро», «слишком широ­ко», «не вписываюсь в поворот» и т.д. С помощью подруливания гонщики пы­таются исправить ошибки, совершенные при входе в поворот.

Подруливание в повороте - это инстинкт самосохранения № 3. К сожале­нию, этот инстинкт, как и все другие, работает против гонщика, ухудшает управляемость и противоречит конструкции автомобиля.

При выполнении правила № 1 траектория получается четкой. Подрулива­ние в повороте провоцирует другие ошибки.

Нестабильный газ и угол поворота передних колес.

Рассмотрим поподробнее, как именно работает этот инстинкт самосохра­нения в ситуации, которая водителю не нравится (например, заходит в поворот слишком широко), и он решает исправить ее дополнительным рулением. Одна­ко в результате его действий становится круче угол поворота передних колес. Эта ошибка распространена также широко, как добавление и сброс газа на дуге поворота. Причем, как правило, добавление и сброс газа идет одновременно с подруливанием. Это усиливает нежелательные изменения развесовки автомо­биля, мешает подвеске работать и ухудшает сцепление с дорогой. Допустим те­перь, что гонщик правильно управляет педалью газа, но при этом подруливает. Тем самым он увеличивает угол поворота передних колес, что приводит к уменьшению сцепления шин с дорогой и ухудшает стабильность автомобиля. Поэтому запомните, одно руление на один поворот - идеальный вариант.

Причина - в вас самих.

Можно найти много объяснений ошибкам, но основная причина кроется в вас самих.

У каждого правила есть исключения, и у правила руления № 1 - то же. Не стоит стыдиться небольших подруливаний в повороте. Потеря сцепления или кочка, подпрыгнув на которой автомобиль меняет траекторию, заставляют под­руливать даже мастеров. Однако надо четко понимать, что эти подруливания выполняются настолько точно и плавно, что их даже не видно со стороны. Большая часть подруливаний не что иное, как инстинкты самосохранения, и от них вполне можно отказаться. В какой-то момент гонщик понимает, что добавление и сброс газа - это ошибка и перестает ее делать. Также и с подрули-ванием. Установите видеокамеру в салоне автомобиля так, чтобы была возмож­ность осуществлять съемку рук водителя во время движения автомобиля. Осу­ществив видео запись, подробно просмотрите отснятый сюжет. Скорее всего, вы увидите, что некоторые водители делают множество подруливаний в одном повороте, и все они, в конечном счете, оказываются ненужными. Если бы их не было, автомобиль вышел бы из поворота в той же точке, куда привело бы его самое первое руление на входе в поворот.

Прицелься и забудь.

Основное правило: выполните руление одним осознанным действием и больше не думайте о нем, существуют вещи более важные, им то и стоит уде­лять внимание в повороте. Чем меньше подруливаний, тем лучше. Одно руле­ние на один поворот - вот идеал!

Быстрота руления.

В каждом повороте вы тратите какое-то время на сам процесс руления. Сколько времени и сколько внимания это отнимает у вас? Знаете ли вы, на­сколько быстро это делают мастера в автоспорте? Или у них это получается только потому, что в их распоряжении самая совершенная техника?

Допустим, что скорость руления мастеров оценивается в 10 баллов. Сколько тогда баллов получите вы? Обычный водитель входит в поворот при­мерно за 2 секунды. Лучшие из лучших делают это за 0,5 секунды. Средний гонщик получит 3 или 4 балла по 10-балльной шкале.

Как же уменьшить время на руление и зачем это нужно? Что мешает ру­лить быстро?

Инстинкты самосохранения и руление.

Давайте признаемся друг другу: входить в поворот очень страшно. Вы боитесь, что автомобиль не сможет выполнить поставленной перед ним задачи, что, повернув рулевое колесо слишком быстро, автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Кроме того, слишком крутой угол наклона кузова автомобиля за­ставляет срабатывать инстинкты самосохранения.

Кредит поворота передних колес.

Но вот что странно - в неприятных ситуациях водители проходят поворот с большим углом поворота передних колес, чем это необходимо при данной скорости. Да и многие гонщики делают то же самое. Они как бы выбирают кре­дит поворота передних колес. Мы часто видим, как некоторые спортсмены едут со сносом передних колес в поворотах, которые можно пройти на 10-20 кило­метров в час быстрее и при этом с меньшим углом поворота передних колес.

Чем круче угол поворота передних колес, тем лучше? Или вы предпочтете проходить поворот быстрее с меньшим углом поворота передних колес?

Слишком большой угол поворота передних колес автомобиля - это ошиб­ка. При увеличении угла поворота передних колес автомобиль становится ме­нее стабильным.

Чем круче угол, тем хуже. Кочки, выбоины, скользкие участки дороги с большей вероятностью приведут к «рысканью» или заносу при большем угле поворота передних колес. Кроме того, чем круче угол поворота, тем точнее должно быть управление педалью газа. При резком повороте рулевого колеса на большой угол, у не подготовленного водителя, как правило, срабатывает один из инстинктов самосохранения.

Давайте определим цель и задачу руления. Цель руления - изменить на­правление движения автомобиля. Задача руления - точно пройти поворот с ми­нимально возможным для данной скорости углом поворота передних колес.

Руление и угол поворота передних колес и скорость.

Общеизвестно, что чем больше скорость, тем на меньший угол необходи­мо поворачивать передние колеса. С ростом скорости растет центробежная си­ла, стремящаяся вытолкнуть автомобиль наружу поворота.

Если вы научитесь проходить поворот с меньшим углом поворота перед­них колес, вам будет легче со временем увеличивать скорость в повороте.

Что если гонщик захочет увеличить скорость прохождения поворота при постоянной точке входа и постоянном угле поворота передних колес? Он дол­жен научиться рулить быстрее, используя загрузку передних колес.

Быстрое руление позволяет поворачивать рулевое колесо на меньший угол.

С увеличением скорости входа в поворот необходимо увеличивать ско­рость руления.

Итак, при заданной скорости, чем быстрее вы поворачиваете автомобиль, тем меньший угол поворота передних колес требуется для прохождения пово­рота.

Порекомендовать друзьям: