Школа повышения водительского мастерства

Пора на гоночную трассу.

Гоночная трасса - самое безопасное место для тренировки навыков управления.

На спортивных трассах можно здорово улучшить навыки вождения, даже если вы не собираетесь профессионально участвовать в гонках. Почему лучше оттачивать вождение на треках? Потому что там меньше цена ошибки. Кроме того, там меньше внешних факторов, поэтому можно целиком сосредоточиться на улучшении своих навыков, а ведь именно благодаря правильным навыкам мы остаемся в живых. (Никогда не полагайтесь на удачу!) Время, проведенное на треке, специальных площадках и трассах не проходит даром: под руководством опытных тренеров, спортсменов и инструкторов достигается огромный рост мастерства за короткий период времени.

Трек заставляет вас сконцентрироваться на базовых действиях - рулении, ускорении и торможении - и на их закрепляющих навыках. Отсутствие неожи­данных опасностей дает возможность экспериментировать, искать пределы -свои и автомобиля. Вы можете ускоряться интенсивнее, тормозить сильнее. Все это не только поможет вам безопаснее ездить по улицам, но и позволит полу­чать больше удовольствия от поездок.

Гоночный трек, а не гонки.

Если вы завтра без предварительной подготовки соберетесь участвовать в автомобильном соревновании (гонке), вы потратите время и деньги зря, так как скорее всего, не научитесь ничему, ну разве только подавлению собственной паники. Эта глава не про гонки, она про трек. Это такое место, где все едут в одну сторону, нигде не валяется гравий и на котором не бывает дорожного пат­руля. Если вы считаете, что трек - это очень опасно, вы ошибаетесь. Обычная поездка по улице заставляет вас принимать больше решений за единицу време­ни. Трек остается неизменным от круга к кругу (исключая начавшийся дождь или аварию), в то время как улица постоянно подбрасывает опасные неожидан­ности. На каждом повороте трека стоит маршал с флагом, который заранее пре­дупредит вас об опасности. Асфальт трека всегда обеспечивает стабильное сце­пление колес, чего нельзя сказать о покрытиях улиц и дорог. И что очень важ­но, на треке вас окружают единомышленники на автомобилях. Короче говоря, трек - самое безопасное место для получения бесценного опыта.

Время круга.

Задачу трековой езды легко сформулировать, но трудно выполнить. Фор­мулировка: стабильно проезжать круг за минимальное время. Уверяю вас, это сложнее, чем кажется. Зато в случае успеха вас ждет огромное чувство удовлетворения, которым и объясняется любовь к тренировочным занятиям. Никакой другой спорт не требует такого единения человека с машиной, как технический, и на треке это единение достигает своей вершины.

Бывает так, что два самолюбия сталкиваются на улицах. Тогда разум и навыки пересаживаются на заднее сиденье, а за руль садятся бравада и бесша­башность. Тот, кто быстро ездит по улицам, не является самым быстрым, он просто сильнее рискует. А риск на улицах оплачивается дорого.

О мастерстве вождения говорит время круга на треке. Уверенность в сво­их силах поможет вам не ввязываться в уличные гонки. Как только вы поймете, что для гонок существует трек, вы сможете в обычных поездках наслаждаться автомобилем, погодой и приятной компанией. Рисковать на улицах так же за­хватывающе, как играть в русскую рулетку. Поверьте, я много раз видел, как люди, несколько раз приехав на тренировочную площадку, полностью меняли свой стиль вождения на улицах.

Незнакомый новый мир.

Легко объяснить, почему люди не хотят ехать на трек. Вы попадаете в не­знакомую среду, населенную людьми, говорящими на особом языке и дейст­вующими по пока еще не известным вам правилам. Но ведь все эти люди когда-то начинали с того самого места, где сейчас находитесь вы. Они прошли через первую погрузку автомобиля на техничку, через первое заполнение бумаг, че­рез первое обустройство спортивного гаража и через первый выезд на трек. Даже если вам попадется очень крутой персонаж, знайте, что Мистер неимо­верная крутизна тоже когда-то стоял и хлопал глазами. Задавайте вопросы, сле­дуйте указаниям, приезжайте пораньше, чтобы никуда не спешить - и через не­которое время вы тоже станете ветераном. Если эта глава заставит вас попробо­вать и испытать вышеизложенное – дерзайте!

Открытия на треке.

Что нового ждет вас на треке?

Во-первых, скоростной режим 200 километров в час - это очень быстро на вашей любимой горной дороге, но на треке, где максимальная ширина до­рожного полотна 20 метров и нет встречного движения, это вполне безопасная скорость. Появляется замечательный шанс поближе познакомиться с красной линией на тахометре. Кроме того, можно поближе узнать, насколько мощные тормоза у вашего автомобиля. Асфальт трека обеспечивает высокий и стабиль­ный коэффициент сцепления, поэтому тормозить можно гораздо эффективнее. Все уроки главы 6 замечательным образом преображаются на треке. Трек дает возможность поэкспериментировать, узнать о себе и автомоби­ле много нового. Поверьте, когда вы с автомобилем начнете работать как одно целое, вы получите огромное удовольствие.

Обратная сторона.

Давайте поговорим об обратной стороне медали и начнем с затрат. Вы, конечно, можете ездить на трек своим ходом, но гораздо удобнее купить при­цеп или специальную техничку. Тогда вы сможете брать с собой дополнитель­ное топливо, походный холодильник, инструмент, зонтики, воду, еду и все ос­тальное, что делает жизнь легче и приятнее. Вам придется потратиться на кре­пежную оснастку, растяжки и ящики для всяких мелочей. Если ближайший трек находится не очень близко, придется потратиться на еду, гостиницу и до­полнительное горючее для машины.

Вам понадобится кое-какая специальная экипировка. Прежде всего при­дется купить специальный шлем, обувь, перчатки и комбинезон. Обязательно купите хорошее сиденье и ремни безопасности. Всегда покупайте самую доро­гую экипировку, которую можете себе позволить. Надевайте полную защиту всякий раз, когда выезжаете на трек: не имеет значения, зачем вы выезжаете на тренировку, - для участия в гонке, фото- или видеосъемке. Короче говоря - всегда надевайте все защитное обмундирование, кото­рым располагаете. Вам придется потратиться и на автомобиль. Никогда не приезжайте на трек со стертыми колодками и изношенными шинами. Захватите с собой специ­альный инструмент. Некоторые треки требуют, чтобы в систему охлаждения была залита вода, потому что в отличие от тосола она в случае чего не делает асфальт очень скользким. Придется раскошелиться на дистиллированную воду и противоокислительную присадку к ней.

Ни в коем случае не экономьте на покрышках. Я много раз видел тысяче­долларовые по убыткам аварии, причиной которых были шины из серии «еще походят». Не походят! И запомните - состояние шины определяется не только глубиной протектора. Вы знаете, что свойства шины зависят от количества циклов нагрева, которые она испытала. Бывает, что шины, сточенные до корда в одной гонке (например, в гонке на выносливость), держат лучше, чем абсо­лютно новые с виду покрышки, которые провели несколько выходных на треке. Если же вам все-таки приходится использовать покрышки не в идеальном со­стоянии, помните, что у вас только 100 единиц сцепления, что эти единицы очень маленькие и что к этому пределу надо подбираться осторожно, а не пере­прыгивать ее.

Если вы станете регулярно посещать трек, расходы на покрышки превы­сят все остальные траты вместе взятые. А все потому, что гоночные покрышки живут гораздо меньше обычных дорожных шин, но зато обеспечивают уровень сцепления с дорогой, необходимый для темпа трековых заездов. Я не могу по­советовать какую-то конкретную модель шин. Поспрашивайте коллег-автомобилистов, какие шины им нравятся больше, и сами попробуйте разные варианты. Так что выбор шин зависит от предпочтений конкретного водителя и, конечно, от модели его автомобиля.

Если в один прекрасный день вы обнаружите, что жить без трека не мо­жете, - значит, пришло время потратить деньги на еще один автомобиль. В са­мом деле, зачем рисковать своим любимым автомобилем, если за некоторую сумму можно купить, подготовленный автомобиль. Как правило, такой вариант дешевле, чем готовить спортивный автомобиль самому. Газеты и Интернет пе­стрят объявлениями о продаже таких автомобилей. Если вы не автомеханик, за­хватите с собой приятеля, который поможет оценить состояние автомобиля.

Важные подсказки.

Заполняйте заявление для допуска на трек крупными буквами, потому что вы наверняка будете нервничать и мелкие буквы будет трудно прочитать.

Никогда не пропускайте собраний. Узнайте места выезда на трек и съезда с него. Перед выездом с трека всегда предупреждайте других водителей сигна­лом указателя поворота или жестом руки.

Возьмите с собой друга для помощи в работе с автомобилем, зовите его своим механиком или гоночным инженером, и в конце дня не забудьте побла­годарить его.

Никогда не начинайте движение автомобиля, не проверив давление в ши­нах и уровень топлива. Каждый раз - сначала, состояние шин и количество то­плива, потом – поехали.

Будьте всегда приветливы с соседями по питлейну. Прячьте ценности по­дальше и запирайте вещи. Воры на треках попадаются редко, но если что-то пропадает, это всегда самое ценное. Обязательно захватите с собой зонт или какой-нибудь тент. При установке закрепите их как следует.

Если хороший тренер или чемпион что-то говорит вам про трек — мотайте на ус.

Если кто-то еще хочет дать совет - поблагодарите его, но не будьте на 100% уверены в его правоте.

Составьте список необходимых вещей и сверяйтесь с ним перед каждой поездкой на трек. Корректируйте список с учетом опыта прошлых поездок.

Если вы опоздали на старт вашей сессии - не торопитесь, потому что можно забыть что-то важное. Например, что шины еще холодные. Погрейте их два-три круга и только потом отжигайте. Вы можете один раз забыть прогреть шины, и потом помнить об этом всю жизнь.

Никогда не двигайтесь за кем-то долго, чтобы не проходить его траекто­рию и не повторять его ошибок. Обгоните его или замедлитесь, чтобы увели­чить дистанцию.

Используйте первый круг для прогрева, последний - для остывания. Го­ловки цилиндров современных автомобилей работают в очень жестком темпе­ратурном режиме, поэтому перед остановкой желательно проехать круг на низ­ких оборотах (не обязательно медленно, главное - на низких оборотах). Если у вас нет такой возможности, постарайтесь как можно медленнее проехать через питлейн или дать автомобилю поработать 2-3 минуты на холостых оборотах после остановки в боксах.

Не стесняйтесь спрашивать опытного гонщика обо всем - от траектории до настройки подвесок.

Большинство аварий происходит из-за снижения концентрации внимания. Не катайтесь утомленным.

Специальные приемы.

Существуют специальные приемы и законы поведения на треке, требую­щие внимания. Они позволяют сделать катание эффективным и безопасным. Наблюдайте за другими водителями и подмечайте полезные хитрости и осо­бенности поведения.

Взаимодействие между водителями.

Флаги помогают маршалам общаться со спортсменами, находящимися на треке. Поэтому, прежде чем выезжать на трек, изучите значение каждого флага, а также всю необходимую документацию. Но есть приемы, позволяющие води­телям общаться между собой при помощи жестов. Как правило, современные автомобили, участвующие в соревнованиях, оборудованы радиосвязью.

Если вы опоздали к началу сессии и вынуждены прогревать шины, в то время как все уже давно едут в гоночном ритме, будьте предельно вниматель­ны, так как другие водители могут не догадываться о ваших проблемах. Осо­бенно важны выезды на трек и выходы с него. Как правило, на выходе ваши шины не прогреты и скорость невысока, поэтому не лезьте на траекторию, дер­житесь в стороне и грейте резину. И вообще всякий раз, когда вы едете медлен­нее остальных, оставьте идеальную траекторию тем, кто едет быстро.

Заведите хорошую привычку - ясно и четко обозначать ваши намерения до того, как вы приступите к их реализации. Чем более вы предсказуемы за ру­лем автомобиля для любого человека, а особенно для любящего очень часто общаться по телефону во время движения, тем больше у вас шансов не попасть в неприятную ситуацию и остаться в живых.

Обгоны.

На треке вы будете обгонять, и вас будут обгонять. Помните, что ответст­венность за безопасный обгон лежит на обгоняющем. Поскольку в тренировоч­ных заездах победителей нет, нет смысла рисковать своей и чужой жизнью. Об­гоняйте так, как вы хотите, чтобы обгоняли вас.

Большинству новичков обгоны даются непросто. Они догоняют медлен­ный автомобиль, пристраиваются за ним, и так наматывают круг за кругом. А все потому, что их глаза работают неправильно.

Смотреть надо перед обгоняемым автомобилем, то есть туда, где нужно оказаться после обгона. Положение обгоняемого необходимо контролировать боковым периферическим зрением. Если уровень водителей примерно одина­ков, можно повременить с обгоном несколько кругов, чтобы найти слабое ме­сто и дождаться шанса. Но ни в коем случае нельзя терять голову и обгонять во что бы то ни стало: не следует ехать быстрее, чем позволяет уровень мастерст­ва.

При обгонах встречаются чаще всего две ошибки. Первая относится к об­гонам по внешнему радиусу. Часто водитель возвращается на траекторию слишком рано и бьет задним бампером по переднему бамперу обгоняемого. Всегда помните, если обгоняемый исчез из зоны вашего периферийного зрения, это не значит, что вы достаточно далеко впереди. В этом случае, как и в любом другом, лучше перестраховаться.

Вторая ошибка - попытка обгона на выходе из поворота по внутреннему радиусу. В этом случае обгоняющий старается ускориться интенсивнее, чем об­гоняемый. Он едет по меньшему радиусу (то есть с большей загрузкой шин) на фоне более мощного ускорения (то есть опять-таки с большей загрузкой шин). Обгоняющий увеличивает количество единиц сцепления сразу двумя способа­ми и нарушает равенство скорость = радиусу. Конечно, такой обгон возможен, если обгоняемый едет гораздо медленнее обгоняемого, но во всех остальных случаях он опасен.

Обгоняющий должен выбрать траекторию с более широким радиусом, чтобы уменьшить угол поворота передних колес. Меньше угол - меньше «угло­вых» единиц, а значит, можно ускоряться интенсивнее, готовя обгон на после­дующей прямой или на торможении в следующем повороте. Грамотный обгон начинается в предшествующем повороте.

Что нужно делать, если обгоняют вас? Ничего. Следуйте своим планам и никогда не оборачивайтесь. Как правило, обгоняющий планирует обгон, пред­полагая, что вы не станете совершать необычных и неожиданных маневров. Возможна ситуация, когда вас обгоняет группа автомобилистов, так что если вы дернетесь с испугу в момент обгона вас лидером группы, вы можете подре­зать остальных членов группы. Просто держитесь своей траектории, сосредо­точьтесь на управлении и двигайтесь в меру своих сил и возможностей. Страш­но смотреть со стороны на обгоны, когда обгоняемый постоянно оборачивает­ся, провожает взглядом обгоняющего, при этом его автомобиль ходит ходуном. Смотрите вперед и сосредоточьтесь на управлении автомобилем. Если вы по­пали в сессию с более опытными водителями, вы можете облегчить жизнь и им, и себе.

Не выходите из поворотов максимально широко, оставьте больше места между собой и внешней обочиной. Тогда более быстрый водитель сможет обо­гнать вас на выходе из поворота, ускорившись посильнее. Это гораздо безопас­нее, чем прижиматься к обочине, заставляя обгоняющего уменьшать радиус траектории: вы рискуете столкнуться с ним в случае, если он перестарается с газом.

Если кто-то обогнал вас некорректно, создав аварийную ситуацию, не ввязывайтесь с ним в дуэль, лучше обратите внимание маршалов на поведение этого водителя. И если вы увидите, что кто-то всю сессию ездит так медленно, что всем мешает, попросите маршалов в следующий раз поставить его в более медленную сессию.

Большие надежды.

Давайте вместе пройдем через обычный трековый день, чтобы понять, что вас ожидает. Лучше приехать пораньше, скажем в 7:30, если первая сессия назначена на 9:00. Как правило, вы можете сами выбрать место стоянки, но иногда вам указывают, где расположиться. Лучше зарегистрироваться сразу по приезде, даже не разгружая автомобиль, потому что на регистрацию может быть очередь. Многие клубы и треки позволяют регистрироваться накануне че­рез Интернет. Захватите с собой на регистрацию бумажник, чековую книжку и медицинскую страховку. Будьте дружелюбны. Не стесняйтесь просить помощи у маршалов, работников трека и даже у президента клуба. Эти люди зарабаты­вают деньги на вашем желании нарезать круги, поэтому они с радостью помо­гут вам зарегистрироваться. И как же приятно будет увидеть, что ваш «меха­ник» уже разгрузил автомобиль, пока вы возились с бумажками.

Лучше всего, если вы привезете уже подготовленный автомобиль, потому что ремонтные работы на треке увеличивают стресс, а его и так будет доста­точно. Узнайте в клубе, что нужно проделать, чтобы быть допущенным на трек. Вы не ошибетесь, если проверите давление в шинах, зальете горючее. Возможно, вам придется сделать что-то еще. После разгрузки, но до расстановки стуль­ев и зонтиков, отправляйтесь на техосмотр.

После техосмотра внимательно следите за объявлениями о собраниях для участников и никогда не пропускайте их. Там можно узнать много полезного: проблемные места трека, что делать в случае красного флага, как безопасно вы­езжать на трек и съезжать с него, порядок сессий и тому подобное. Там же можно задать вопросы. Если вам что-то непонятно, лучше спросить. Перед каждой сессией не забудьте погреть двигатель автомобиля. Тут лучше поспешить, чем опоздать. Если погода жаркая, не надевайте шлем и не застегивайте комбинезон до посадки в автомобиль. Бывает так, что сигнал к выезду дают попозже, если в группе перед вами были проблемы. Всегда помни­те, что у вас будет достаточно времени накататься в течение дня, так что глупо волноваться из-за минутного опоздания к началу сессии.

Никогда не принимайте предложения проводить вас по треку, особенно если это незнакомый трек. Почему? Да потому, что погоня за опытным водите­лем может вас напугать и, кроме того, наверняка вызовет эффект туннельного зрения, а значит, трека-то вы и не увидите. Вместо этого прокатитесь пару пер­вых кругов в спокойном режиме, чтобы лучше познакомиться с треком и про­греть шины, двигатель, колодки и мозги. Если вы сильно опоздали к началу сессии, держитесь на этих кругах в стороне от траектории. Постарайтесь за это время запомнить, где стоят маршалы, наметить возможные зоны обгонов и аль­тернативные траектории. Не надо сразу ехать в гоночном ритме на незнакомом треке. Хорошо запомните: самое опасное сочетание - холодные шины и горячая голова. Учитесь на чужих ошибках.

Прогревший.

Езда на холодных шинах, новых шинах или холодных новых шинах срод­ни езде под дождем. Покрышки как-то цепляются за асфальт, но предел сцеп­ления очень низок и его легко перескочить с помощью резких действий. Направляйте автомобиль в поворот плавно, не надо бросать его в поворот без не­обходимости. Можно ехать быстро, но не надо ехать агрессивно.

В холодный день вам придется потратить больше времени на нагрев по­крышек. По мере роста мастерства вы научитесь раньше чувствовать момент, когда шины достигли рабочей температуры. На холодной резине автомобиль кажется слишком тяжелым и неповоротливым. Не пренебрегайте этим чувст­вом, оно сигнализирует, что где-то есть проблема. Через несколько кругов по­крышки пошлют вам сигнал, что все в порядке.

Не надо выписывать зигзаги во время прогревочного круга. Вы не про­фессиональный гонщик, поэтому большинство организаторов не одобрят тако­го поведения во время тренировки. Шины становятся теплее с каждым поворо­том и торможением, так что вскоре нагреются сами собой. Количество кругов, нужных для нагрева, зависит от скорости автомобиля и температуры воздуха.

Перерыв на обед.

В перерывах между сессиями нужно потратить время на анализ. Нарисуй­те схему трека, пометьте на ней свою траекторию и переключения передач и задайте себе несколько вопросов. Например - есть ли непонятные места? На ка­кой передаче надо проходить этот поворот? Как справиться с неровностью в этом повороте? Проводите такой анализ после каждого заезда, запомните -прогресс начинается с разумного понимания. Если вы хотите прогрессировать быстрее, уделяйте больше времени анализу.

В перерыве между сессиями необходимо протереть или помыть автомо­биль. Особенно тщательно нужно очистить детали, от которых зависит ваша жизнь. Моя автомобиль и очищая некоторые детали, вы, возможно, заметите мелкие неприятности, вроде трещин или ослабленного крепежа, прежде чем они станут большой проблемой.

Убедитесь, что все болты и гайки на месте, желательно проверить, все ли они затянуты. Всегда помните, что это - залог безопасности.

К середине дня вы почувствуете снижение концентрации внимания, осо­бенно если не пили достаточного количества воды и плотно не ели. Вы также заметите, что ваша группа поредела из-за усталости, поломок или аварий. Пом­ните об этом, когда все ринутся на трассу в первые минуты первой сессии. Возможно, даже стоит ее пропустить, все равно потом будет достаточно сво­бодного трекового времени.

Цели.

Обязательно ставьте себе цель на каждую сессию, чтобы не тратить время впустую. Целью может быть осваивание альтернативной стратегии. Короче го­воря, вашей целью должно быть улучшение времени на круге или конкретного навыка. Не старайтесь ехать изо всех сил в каждой сессии. Часто лучшее время неожиданно достигается, когда вы расслабляетесь и забываете об агрессивно­сти (особенно это помогает на входе в повороты).

Поэкспериментируйте с настройками. Спросите совета у опытного води­теля и опробуйте его рекомендации. Записывайте все изменения, чтобы понять, в какую сторону двигаться или в случае чего вернуться к старым настройкам. И вообще, если вы станете ставить себе задачи и достигать их, вы получите боль­ше удовольствия.

Окончание дня.

Не пренебрегайте помощью при погрузке автомобиля. Поверьте, автомо­били часто калечат при погрузке, так что еще одна пара рук не помешает.

Если есть возможность, помойте автомобиль перед погрузкой, потому что домой вы доберетесь поздно, и вам просто не захочется с этим возиться. По­пробуйте в дороге по горячим следам составить список необходимых измене­ний или настроек вашего автомобиля. Накормите ужином своего «механика», чтобы в следующий раз он снова поехал с вами. А если вы все делали правиль­но, следующий раз обязательно представится.

Ошибки на гоночных трассах.

Поскольку глава посвящена урокам гоночной трассы, мне хотелось бы привести здесь список самых распространенных ошибок.

1. Слишком высокая скорость на входе в поворот. Ошибка на входе дела­ет невозможным правильное прохождение поворота. Если вы дестабилизируете автомобиль на входе, вы не сможете найти правильную траекторию, попасть в апекс и ускориться пораньше. Есть старая пословица - «Торопись медленно». Отлично подходит к входу в поворот!

2. Ранний поворот. Ошибка, вытекающая из предидущей. Быстрый вход в поворот пугает, и вы подсознательно стараетесь повернуть пораньше, пока трек еще это позволяет. Но тем самым вы уменьшаете возможный радиус траекто­рии, а это значит, что вам придется замедлиться, чтобы пройти поворот с при­вычным углом поворота рулевого колеса либо повернуть руль на больший угол, чем обычно. Второй вариант, как правило, приводит к тому, что вы пугаетесь, дергаете руль в сторону поворота и тормозите, как результат - вылет с трассы.

3. Все или ничего. Я много раз призывал к плавности. Газ и тормоз - не выключатели, это реостаты с почти бесконечным числом промежуточных по­ложений. Лучшие гонщики изменяют усилия на тормозе или добавляют усилие на педали газа на почти незаметную величину. Начинающие водители поначалу пытаются действовать аккуратно, но по мере роста скорости забывают о плав­ности, что всегда заканчивается плачевно.

4. Зажатые плечи и руки. Ваш автомобиль говорит с вами с помощью ру­ля, сиденья и опорной ноги. Причем руль снабжает вас очень важной информа­цией: какой на данный момент у автомобиля коэффициент сцепления передних колес с дорожным покрытием. Вы просто не поймете, что он говорит, если вце­питесь в руль мертвой хваткой. Кроме того, расслабленные руки делают авто­мобиль стабильнее, потому что дают ему возможность отрабатывать неровно­сти дорожного полотна.

5. Неподвижный корпус. Чтобы расслабить руки, прижмитесь плотнее к спинке сиденья. Всегда помните, что на рулевом колесе должен размещаться только вес ваших рук, не наклоняйтесь к рулю и не тяните руль на себя. Если вы не сдви­нетесь достаточно далеко от руля, вам будет непросто расслабить руки. Пра­вильная посадка в автомобиле позволяет на ранней стадии распознать опас­ность благодаря работе рецепторов и в результате раньше найти выход из той или иной критической ситуации.

6. Опущенные глаза. Если вас пугает скорость или вы всегда запаздывае­те с рулением, просто поднимите глаза вверх. Звучит просто, но помогает мно­гим. Смотрите вверх, чтобы постоянно напрягать мозг и предугадывать буду­щее.

7. Слишком слабое торможение. Многие решают тормозить слабее, чтобы ездить быстрее. Абсолютно неверно. Чем быстрее вы едете, тем больше поль­зуетесь тормозами, потому что начинаете тормозить раньше, тормозите сильнее и активнее применяете trail-braking. Поворот, который можно пройти на скоро­сти 50 километров в час, останется неизменным, даже если вы подойдете к не­му на 120 километрах в час. Так что если вы увеличили скорость, придется ак­тивнее пользоваться тормозами. Больше газа - больше тормозов.

8. Отдых между поворотами. Позвольте открыть вам небольшой секрет: между поворотами нужно как следует трудиться. Если вы на протяжении пря­мой не сместитесь так, чтобы зайти в следующий поворот как можно шире, вам придется либо сильнее снизить скорость, либо на больший угол повернуть ру­левое колесо.

9. Отсутствие анализа. Большинство улучшений порождает разум, пока тело отдыхает. Недостаточно выкладываться за рулем на 110%, обязательно нужно анализировать свои действия.

10. Переоценка настройки автомобиля. Не ругайте автомобиль, если он не в состоянии выполнить задачу, кото­рую вы перед ним поставили. Необходимо точно знать и понимать его возможности. Если вы найдете четкую грань между вашими возможностями и возмож­ностями вашего автомобиля, вы поймете, где нужно вносить коррективы: вам учиться или автомобиль отправить в тюнинговое ателье?

11. Катание в чужом темпе или гонки во время тренировки. Агрессия яв­ляется причиной большинства аварий. Главное - совершенствовать навыки, и тогда скорость придет сама собой. Не копируйте чужих ошибок, не идите на поводу у чужой агрессии.

Врезка: Флаги.

Поскольку на треке нет дорожных знаков и ограничений скорости, мар­шалы для связи с гонщиками используют флаги. Как правило, их значение уни­версально, однако некоторые клубы имеют свои правила для некоторых флагов. Выучите их и беспрекословно выполняйте - это неотъемлемая часть безопасно­сти.

Порекомендовать друзьям: