Школа повышения водительского мастерства

Смотри в оба и во все стороны.

Каждый из нас может вспомнить случай из своей жизни, когда взгляд словно прилипает к опасному предмету - яме на дороге, столбу, дереву, неподвижно стоящему автомобилю и т.д. И вот вместо того чтобы объехать препятствие, мы едем на него, как завороженные. На гонках сплошь и рядом аварии случаются из-за того, что пилот смотрит на соперника впереди, и если тот вылетает с трас­сы, то за ним вылетает и ведомый, который вполне мог бы вписаться в поворот. А еще бывает, засмотришься на что-нибудь на обочине, а потом с удивлением замечаешь, что едешь прямо туда.

Все это примеры фиксации взгляда, когда ваше тело - и ваш автомобиль - подсознательно следуют за вашим взглядом. Чтобы освоить спортивные прие­мы вождения, вы должны перераспределить ваше внимание так, чтобы всегда смотреть туда, куда вы едите, не отвлекаясь. Нарисуйте в уме правильную тра­екторию прохождения поворота и отслеживайте ее взглядом. Когда машина на перекрестке начнет поворачивать через вашу полосу, ищите глазами путь объезда, а не любуйтесь передним бампером. Поворот присыпан песком - смотрите на самые чистые участки. А если вы быстро едете по серпантину, ни в коем случае не любуйтесь прекрасными горными пейзажами - сосредоточьтесь на дороге. Правильное использование зрения - самое важное в выборе траектории. Вы должны научиться смотреть туда, куда хотите ехать. Ищите возможность для объезда. Ищите чистый, безопасный путь. Учитесь смотреть в сторону спа­сения, а не в сторону опасности. Держите взгляд в ежовых рукавицах. Застав­ляйте себя смотреть туда, куда должен приехать ваш автомобиль. Это кажется простым, когда читаешь книгу, но попробуйте сделать это при скорости 100 километрах в час. Адекватная оценка видимой ситуации и отличает профессио­нала от новичка.

Концентрация и дисциплина.

Иногда во время гонки автомобиль врезается прямо в вас. Немногие зна­ют, каких трудов стоит удержать взгляд на траектории: в этот момент делать физическую работу гораздо легче, чем удержать взгляд. В основе правильного использования зрения (внимания) лежит только одна вещь - ментальная дисци­плина.

Вот вам пример из реального мира. Скорее всего, вы обращали внимание на тот факт, что при движении в группе вы сосредотачиваете свое внимание на автомобиле идущем впереди, на его стоп-сигналах, а это неправильно. Нужно стараться смотреть как можно дальше (предугадать ситуацию), чтобы суметь заранее заметить опасность впереди. Положение автомобилей в потоке отсле­живайте периферическим зрением. Лично я при езде по дорогам предпочитаю держать разумную дистанцию от впереди идущего автомобиля или ехать со смещением автомобиля, хотя понятно, что это не всегда возможно.

Отслеживайте дорогу.

Большинство водителей смотрит не дальше «своего капота», поэтому им кажется, что они несутся с огромной скоростью. Достаточно поднять глаза повыше - и все замедлится, скорость станет не такой уж страшной. Это как ехать вдоль забора: если смотреть на забор вбок - сплошное мелькание. Ес­ли же смотреть немного вперед - можно даже разглядеть отдельные штакети­ны. Скорость не изменилась, изменилось направление взгляда. Отсюда выте­кает простое уравнение: дистанция = времени.

Просто изменив направление взгляда, вы меняете восприятие скорости. У вас появляется больше времени на принятие правильного решения и его гра­мотное выполнение. Это самый настоящий гоночный прием, способный изме­нить вашу манеру вождения.

Те, кто не отслеживает дороги, всегда опаздывают. Правильное и верное распределение взгляда всегда приносит пользу. При нарастании скорости у не­подготовленного водителя пропадает периферическое зрение, по этой причине он не может дать правильную оценку, где он находится относительно других участников движения на дороге или в повороте и поэтому опаздывает со свои­ми действиями либо вообще действует неправильно.

Заставляйте глаза двигаться.

Итак, вы готовы сосредоточить взгляд и посмотреть на дорогу чуть даль­ше. Но насколько далеко? Нельзя просто смотреть на горизонт, можно пропус­тить множество опасностей, вроде ям, луж и т.п. Обычные дороги в отличие от трассы для кольцевых автомобильных гонок не могут предложить идеальной поверхности. Значит, нужно постоянно сканировать всю дорогу - от точки, на­ходящейся прямо под капотом автомобиля, до самой дальней точки, которую вы можете увидеть. Этот прием требует постоянного перемещения взгляда вдоль дороги и даже вдоль одного поворота. Например, когда вы подъезжаете к повороту, вы смотрите на точку входа. Однако если вы зафиксируете взгляд на этой точке, сам поворот может непри­ятно вас удивить. Переместите свой взгляд дальше, найдите апекс, или точку, в которой вы максимально смещаетесь к краю своей полосы. Потом сразу же на­чинайте смотреть на выход из поворота, в будущее, не ленитесь работать гла­зами. Заставляйте их перемещаться, не давайте им застывать на трещинах в ас­фальте или лежащем на дороге предмете.

Периферийное зрение.

Периферийное зрение - то, что вы видите краем глаза, - жизненно важно для всех автомобилистов, от профессионального спортсмена до обычного чело­века, который ездит на автомобиле только по выходным. К такому способу по­лучения информации следует отнестись как навыку, который можно улучшить и развить. Вы должны научиться смотреть далеко вперед и в то же время ощу­щать, что происходит вокруг вашего автомобиля, видеть объекты без фиксации взгляда. Научиться собирать и обрабатывать информацию, полученную с до­рожного полотна во время движения автомобиля.

Тренировка взгляда.

Чтобы оценить свое периферийное зрение, выполните следующие упраж­нения, и выполняйте их чаще, чтобы улучшить его и ваши навыки вождения:

1. Идите по тротуару, глядя строго вперед, и считайте трещины на ас­фальте. Это упражнение важно для всех автомобилистов, потому что учит со­бирать информацию (считать трещины), не отрывая взгляд от дороги.

2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаз. Это упражнения полезно для тех, что часто ездит по оживленным улицам, поскольку учит видеть других участников дви­жения, не отвлекаясь от дороги.

3. Постарайтесь посмотреть какой-нибудь фильм, глядя в угол экрана те­левизора. Это научит вас лучше ездить в группе. Вы сможете сфокусироваться на дороге перед ведущим автомобилем, отслеживая его положение периферий­ным зрением.

4. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успе­ли прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает очень быстро усваивать информацию, что особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо. Вы должны научиться видеть как можно больше объектов за ми­нимальное время. Конечно, если повернуть голову и не спеша все рассмотреть, вы увидите больше, но есть ли у вас такая возможность в плотном транспорт­ном потоке?

В разделе «Выжить в городе» мы подробно рассмотрим городскую езду: вы сами увидите, как многое в ней зависит от ваших способностей управлять своим взглядом.

Смотрите вперед - как настоящий спортсмен.

Внимательно посмотрите, как спортсмены на соревнованиях проходят связку из двух шпилек на трассе: голова повернута под углом, потому что они смотрят на выход из поворота. Существует несколько причин, по которым они это делают. Давайте их рассмотрим.

ПРИЧИНА 1.

Помните об ограждении (заборе). Спортсмены смотрят на трассу, чтобы замедлить видимую скорость. Расстояние очень важно для восприятия, и они тем самым сокращают поток получаемой ими информации, глядя на дорогу как можно дальше.

Уличный урок 1.

Обычная улица в отличие от гоночной трассы не может гарантировать вам идеальной поверхности. На ней нельзя все время смотреть далеко вперед.

Вам следует научиться сканировать дорогу на всем видимом пространстве - от переднего колеса до самой дальней видимой точки.

ПРИЧИНА 2.

Глядя как можно дальше, мы можем лучше планировать управление ав­томобилем. Особенно полезно это при работе газом. Как вы узнаете из главы 5, чем раньше вы начнете открывать газ в повороте, тем лучше. Чтобы добавить газ в нужный момент, следует смотреть на выход из поворота до того, как ав­томобиль прошел апекс.

Уличный урок 2.

Если у вас будет больше времени на принятие решения, вы сможете луч­ше управлять автомобилем. Нужно смотреть дальше, чтобы заранее заметить знак «Стоп», яму на дороге или опасный поворот. В противном случае вы все­гда будете действовать в спешке, что приведет к ошибкам в управлении.

Плавное вождение - цель любого водителя - возможно только при усло­вии, что вы видите дорожную обстановку целиком. Когда в следующий раз окажетесь в неприятной ситуации, постарайтесь проанализировать причину. Скорее всего вас подвели глаза.

ПРИЧИНА 3.

Когда хороший спортсмен подъезжает к точке торможения перед поворо­том, он смотрит на апекс. Когда автомобиль начинает поворачивать, водитель смотрит уже на выход из поворота. Потом он переводит взгляд на следующую точку торможения. Это важная привычка, вырабатываемая тренировками. Взгляд должен бежать впереди автомобиля.

Уличный урок 3.

Такая привычка нужна и тем, кто передвигается по улицам. Если вы слишком долго будете смотреть на вход в поворот, вы не сможете оценить его крутизну и состояние дороги. Постоянно перемещайте взгляд от входа к сере­дине и потом к выходу из поворота. Постоянно контролируйте движения ваших глаз. Чем быстрее вы едете, тем дальше нужно смотреть. Еще раз повторю: в отличие от гонщика вы должны постоянно оценивать состояние дороги.

Самоанализ.

Поскольку правильное видение крайне необходимо для автомобилиста, очень важно распознать проблемы, которые возникают, когда зрение вас под­водит:

1. Вылет на внешний радиус в повороте, вплоть до обочины. Если про­смотреть замедленную съемку, можно увидеть, что водитель зафиксировал на чем-то свой взгляд - на камне или яме в асфальте. Повторяю еще раз: ваш взгляд должен бежать впереди автомобиля.

2. Столкновение со стационарным объектом. Фиксация взгляда может привести к ужасным последствиям. Вы смотрите на яму, или бампер автомоби­ля, или на обочину - и автомобиль следует за взглядом. Трудно заставить себя не смотреть на опасность, но вы должны научиться этому.

3. Позднее нажатие на педаль газа. Чем раньше вы начнете потихоньку открывать газ в повороте - тем лучше. Но если не смотреть достаточно далеко, вы просто не сможете этого сделать. Неважно, сколько раз вы проходили этот поворот - ваш мозг не отдаст приказа правой ноге нажать на педаль газа до тех пор, пока не убедится в существовании дороги.

4. Неожиданные неприятности. Чем дальше вы смотрите, тем меньше ка­жется вам скорость. Таким образом, вы даете мозгу больше времени на распо­знавание опасности и поиск путей ее избежания.

5. Слишком медленный вход в поворот. Если вы поздно переводите взгляд с точки входа, вы дольше тормозите, потому что мозг должен оценить множество факторов: радиус поворота, состояние дороги и т.п. Таким образом, правильная скорость в повороте тоже зависит от направления взгляда.

Уроки гоночной трассы.

Профессиональные гонщики часто обращаются к представителям компа­нии, которые производят стекла, чтобы починить стекло автомобиля или полностью его заменить. Механики тщательно моют стекла, пока оно не станет аб­солютно прозрачным: ничто не должно мешать взгляду гонщика на дороге. Бе­рите с них пример.

Когда начинающий гонщик догоняет соперника, он начинает ехать с его скоростью.

Опытный гонщик смотрит дальше соперника, отслеживая его положение быстрым взглядом или периферийным зрением. Когда едите за кем-то, вы не начинаете ехать лучше, а просто повторите его ошибки.

Стоит избавиться от очков или контактных линз, чтобы не испытывать неудобств: лазерная хирургия помогает восстановить зрение, ее как будто при­думали специально для гонщиков.

Врезка. Пора на тюнинг.

Когда вы последний раз были у окулиста? Большинство людей идут к врачу только когда разбивают очки, или теряют контактные линзы, или не про­ходят медосмотра при получении водительских прав. Жизнь автомобилиста за­висит от зрения, так что окулисту следует показываться ежегодно.

Многие автомобилисты носят очки или линзы. Очки, надетые под шлем, причиняют неудобства и потенциально опасны при авариях. Кроме того, очки -это поверхность, на которой может оседать пыль или влага. Контактные линзы избавляют от этих недостатков, но удобство их ис­пользования сильно зависит от герметичности шлема: трудно поправить линзу во время гонки, когда и моргнуть-то некогда. Обычные автомобилисты в отли­чие от спортсменов в этом смысле находятся в лучшем положении. Оптималь­ным выходом из положения, повторяю, является лазерная хирургия.

Порекомендовать друзьям: