Школа повышения водительского мастерства

Тактика.

Каждый из нас проходит повороты по той или иной траектории. Но что такое идеальная траектория? Если вы найдете ее, как вам ее удержать? Что может помешать вам выбрать и использовать идеальную траекторию?

На самом деле, на все эти вопросы существует простой ответ, вытекающий из правила газа № 1. По сути, это одно и то же. Траектория, которая позволяет применить правило газа № 1, и есть идеальная траектория, та, что не позволяет - неидеальная. Почти не важно, какую траекторию вы выбрали, главное - грамотное управление газом.

Различные приемы.

Не хочу ввести вас в заблуждение. Идеальной траектории для каждого не существует и не может существовать. Различные траектории являются результатом работы гонщика, его частного видения задачи, его сильных и слабых сторон, возможностей его автомобиля и, конечно, пороговых значений его инстинктов.

Кроме того, состояние дорожного покрытия может пагубно сказываться на сцеплении с дорогой, и это внесет коррективы в траекторию. Чтобы справиться со всеми этими выбоинами, буфами и заплатками, можно настроить подвеску, изменить траекторию или не обращать на них внимания. Мастера используют комбинацию всех трех способов. Самый трудный способ - третий, поскольку он подразумевает преодоление инстинкта самосохранения.

Во время соревнований гонщики поначалу всегда жалуются на трассу, мол она стала хуже, чем в прошлом году. Первое время они замечают только ухудшения. Однако, как правило, они устанавливают личные рекорды к концу соревнований.

Найти траекторию.

Всякий раз, когда вы закрываете газ в повороте или открываете его недостаточно быстро, вы теряете время и ухудшаете устойчивость автомобиля. Вход в поворот является определяющим моментом. Хорошим примером являются повороты с уменьшающимся радиусом. Если вы входите в такой поворот как в обычный, вам придется сбросить газ в середине. Вы нарушите правило № l, а это значит, ваша траектория будет не идеальна.

Не путайте повороты с двумя апексами и повороты с уменьшающимся радиусом. В повороте с двумя апексами вы должны сбросить газ посередине, чтобы снова повернуть автомобиль. Это позволит вам полностью и правильно контролировать газ на выходе из второй части поворота и не «зависнуть» на ровном газу.

Запомните «держать ровный газ» и «использовать неправильную траекторию» - одно и то же. Этим вы нарушаете правило № 1.

Траектория определяется газом.

Траектория определяется газом, или рулите для газа; хорошая траектория позволяет правильно использовать газ. Других определений идеальной траектории не существует.

Не зависайте на ровном газу.

Если вы не открываете газ в повороте, вы замедляетесь. Даже если вы открываете его недостаточно быстро, вы теряете свои километры в час. Многие водители считают, что открытие газа приводит к ускорению автомобиля. Это не так, попробуйте вот что. Сядьте в автомобиль, зайдите на нем в поворот, откройте газ и посмотрите на спидометр (делайте это в безопасном месте). Вам необходимо нажимать на педаль газа даже для того, чтобы поддерживать разве-совку 50/50, так что для идеальной развесовки вам нужно газовать еще сильнее.

Держи траекторию.

Единственный надежный способ держать траекторию - это поддерживать развесовку 40/60 с помощью педали газа. Это очень нужно вашему автомобилю, это идеальное состояние для него, это способ добиться стабильности автомобиля в сочетании со стабильностью траектории. Хотите ли вы использовать предсказуемую траекторию? Хотите ли вы знать, куда именно едет автомобиль? Замечаете ли вы его небольшие рысканья? Самое главное - приводят ли эти рысканья к инстинктам самосохранения?

Интересный факт - «вошел слишком быстро» и «еду слишком широко» -включает инстинкт № 1. Он заставляет вас делать то, что как раз делать не нужно - сбрасывать газ, что приводит к распрямлению траектории.

Исключения.

Существует исключение из правила № 1 - повороты, проходимые на высшей передаче на полном газу. Что же вам делать? Вы не можете открыть газ, педаль нажата в пол до упора. Что произойдет, если вы начнете сбрасывать и добавлять газ в середине поворота? Траектория немедленно распрямиться, автомобиль начнет прыгать и потеряет стабильность. Решение - используйте коробку передач, а не газ. Нужно войти в поворот с меньшими, чем обычно оборотами, чтобы мотор смог тянуть и в повороте, и автомобиль был бы стабильным.

Главный секрет.

На первый взгляд, все вышеизложенное производит впечатление главного секрета вождения. На самом же деле, это всего лишь основы, учиться вам придется в каждом повороте. Помните, что передние колеса, повернутые на слишком большой угол, сильно понижают передаточное число. Если вы выберете слишком низкую передачу при входе в поворот, то у вас появляется шанс, что двигатель вашего автомобиля упрется в ограничитель оборотов и не даст возможность равномерно ускориться. Главный секрет - не упереться в ограничитель оборотов посреди поворота.

Вот вам другая сторона медали. Допустим, на выходе из поворота вы посмотрели на тахометр и увидели, что далеко до красной черты. Надо переключиться на более низкую передачу - скажете вы себе. А вот и не надо. Ведь сейчас вы выровняете рулевое колесо, автомобиль перестанет упираться в повернутые передние колеса и обороты двигателя возрастут, тем самым вы избежите лишних переключений.

А вот вам супер-секрет из спорта. Задача - выйти из поворота с максимальным числом оборотов. В этом случае, гонщик срывает ведущие колеса в юз, обороты увеличиваются, срабатывает ограничитель, который не дает колесам раскрутиться слишком сильно. Мощность падает плавно, и гонщик может позволить себе ехать на ограничителе какое-то время безнаказанно. Единственный минус - желательно переключиться на высшую передачу, пока автомобиль не выровнялся. Как вам такой уровень мастерства?

Другие исключения.

Есть и другие повороты, в которых правило газа № 1 не работает. Это повороты с отрицательным профилем (велотрек наоборот), повороты с изломом посередине, повороты с переменным радиусом и повороты под гору. Вам нужно на миг или два приостановить добавление газа (не сбрасывать!), или на выходе вы будете ехать слишком быстро и слишком широко и не сможете как следует ускориться.

Траектория мощности.

Параметры мотора и настройка подвески сильно определяют траекторию. На автомобилях, имеющих двигатели большой мощности, вы можете пройти поворот помедленнее, чтобы потом наверстать при ускорении. На маломощных двигателях вы не можете жертвовать скоростью в повороте никогда. Если из-за плохой подвески автомобиль проходит повороты медленнее, вам придется дольше осторожничать с газом в середине поворота, чтобы избежать слишком широкой траектории.

Может быть вы заметили, что некоторые гонщики выравнивают рулевое колесо быстро в самом конце поворота, другие же делают это постепенно, на протяжении большей дистанции. Причина в медленном рулении. Гонщик жадничает с газом, слишком поздно поворачивает рулевое колесо, и ему приходится дольше ехать на повернутых колесах, чтобы не вылететь с трассы. Возможно, ему просто нравится управлять именно так. Естественно, чем раньше гонщик выравнивает рулевое колесо, тем меньше автомобиль и водитель испытывает сопротивление со стороны угловой силы, и тем лучше происходит процесс ускорения.

Конец поворота.

Давайте выясним, где заканчивается поворот. Каждый поворот имеет точку, за которой он кончается. Она зависит от гонщика и конструктивных особенностей автомобиля. Определение этой точки: если вы можете делать с газом что угодно, если ваше внимание больше не занято поворотом, если вы снова храбры, если вы уверены, что в следующий раз у вас получится еще лучше -это значит, что поворот закончился.

Это важно, вы можете выбирать траекторию, но она должна подчиняться правилу № 1!

Порекомендовать друзьям: