Школа повышения водительского мастерства

Заводим автомобиль зимой.

Помнится. Еще несколько лет назад существовал четкий и незыблемый алгоритм действий в случае проблем с пуском двигателя зимой: проверить наличие искры на свечах, затем подачу топлива в поплавковую камеру карбюратора и исправность пускового автомата. Если то и другое в норме, быстро да еще на морозе найти причину вряд ли удастся. Но куда лезть теперь, когда бортовая электроника начала «думать» самостоятельно, причем порой лучше человека? Проверять искру? Особой необходимости в этом нет. Вот раньше капризные трамблеры заставляли постоянно переживать за пригоревшую группу контактов или состояние собственной крышки. Теперь с переходом к модулям зажигания искра до свечей доходит почти всегда. Гораздо полезнее провести другие проверки.

Исправно, но не работает.

Сразу хотелось бы оговориться, что все нижеследующие относится к исправным инжекторным машинам, двигатели которых без особых капризов пускались при более теплой погоде. Иными словами проблемы вроде «севшего» аккумулятора или неработающего стартера рассматривать не будем. Практика показывает что в большинстве случаев невозможность пуска мотора обусловлена неправильным составом топливной смеси. Попытаться проверить его можно давно и всем известным способом – достаточно вывернуть любую свечу и взглянуть на ее электроды. Отложения черного цвета свидетельствуют о переобогащении смеси (если, конечно, проверке не предшествовали долгие и безрезультатные попытки завести двигатель). При нормальном светло-коричневом, цвете электродов не стоит забывать о другой существующей крайности – чересчур бедной смеси. Здесь диагностика без газоанализатора невозможна. В любом случае свечи лучше поменять (кстати, не забыли, что они тоже имеют свой срок службы и подлежат профилактической замене?) и попробовать вновь поработать стартером.

Виновата программа.

Следует учесть что каждый автомобиль имеет свой предел холодного пуска. К примеру двигатели инжекторных ВАзов отказываются заводиться уже при -27С: это их предел. Даже на дилерской сервисной станции при такой температуре воздуха вам лишь укажут на столбик термометра и посоветуют ждать пока потеплеет. У «бэушных» иномарок – свои особенности. Большинство из них ввезено в Россию неофициально (то есть на через дилеров). Неудивительно, что немецкий или итальянский автомобиль не рассчитан на наши морозы, поэтому в программе ЭБУ низких температур не заложено вовсе. «Лекарство» одно – сменить прошивку на соответствующую климату, благо такие программы разработаны и широко используются. Ту же процедуру рекомендуется провести владельцам ВАЗов «десятого» семейства (особенно с шеснадцатиклапанным мотором), выпущенных в конце 90-х годов. Причина проста: используемая в них прошивка имела немало огрехов, которые на данный момент успешно устранены.

Как же быть с составом топливной смеси, где искать «источник зла»? Кислородный датчик вопреки распространенному мнению тут не при чем. Его показания блок управления учитывает лишь после прогрева двигателя до рабочей температуры. Проблема часто кроется в датчике температуры охлаждающей жидкости (ДОЖ), при чем вероятность этого во много раз возрастает, если мотор когда-либо был перегрет. «Бывалые» автомобилисты часто предлагают решить проблему холодного пуска установкой потенциометра наряду с ДОЖ.

Действительно, «играя» сопротивлением, удается убедить «мозги» автомобиля в том, что температура воздуха намного ниже реальной. ЭБУ в ответ увеличивает длительность впрыска и дополнительно обогащает топливную смесь. Заметьте, потенциометр подключают вместо ДОЖ (а не совместно с ним) к его штатной клемме. После пуска и прогрева двигателя клемму возвращают к ее «родному» датчику (не забыв выключить при этом зажигание). Такой вариант вполне работоспособен, но действовать при изменении сопротивления вручную следует очень осторожно. Как нетрудно догадаться, переобогащенная смесь далеко не всегда гарантирует удачный холодный пуск – подобные эксперименты чаще всего заканчиваются залитыми свечами.

Еще один «народный» метод предназначен для случаев, когда давление в топливной рампе по каким-либо причинам оказывается ниже нормы. Виновен в этом, как правило, электробензонасос или регулятор давления топлива. Умельцы советуют просто пережать шланг «обратки». К чему это может привести на практике, легко догадаться: если лопнет топливопровод, пустить мотор уж точно не удастся.

Ищите и найдете.

Конечно, все причины невозможности холодного пуска предугадать трудно – их ровно столько, сколько деталей отвечает за его успешный исход. Можно смело утверждать лишь одно: мотор исправной машины должен заводиться при любой температуре, пределы которой оговорены в инструкции по эксплуатации. Когда этого не происходит, следует искать именно причины, а не способы пуска двигателя любой ценой. Если подозрения падают на один из датчиков, проверить их обоснованность можно легко, одолжив аналогичную деталь у соседа по стоянке. В крайнем случае, есть смысл получить датчик в ближайшем магазине, оставив соответствующий залог. Многие продавцы совсем не против такой временной экспроприации, хотя и в случае отказа торговцев легко понять.

Источник: http://www.pribor-auto.ru/

Порекомендовать друзьям: