Школа повышения
водительского
мастерства
+7 (985) 727-62-15
Без выходных 10.00-19.00
 
0
 
Авто курсы Мото курсы Программы Сертификаты Онлайн курсы Расписание

Бесплатный мастер класс по контраварийному вождению

Онлайн, подробнее ...

Электромобиль, особенности вождения электрокара.

Электромобили уже полноценно вошли в нашу жизнь и мы все чаще видим их на наших городских дорогах. Мы все понимаем, что существующие сейчас, на момент написания статьи, (2023 год) электромобили - это только начало. Начало смены топливного транспорта на новый подход к перемещению – езде на электрической тяге.

Весь мировой опыт вождения, как от начинающего водителя так и до автоспортсмена, основан на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания и на конструкциях авто, спроектированных и заточенных под топливный движок.

Электрическая машина обладает совсем другими принципами движения, я бы даже сказал другой идеей движения. Соответственно, хочется разобраться какие новые навыки понадобятся от водителя в этой новой идеологии, а какие, наоборот, забудутся.

Для топливных машин за более столетнюю историю эксплуатации разработано много разных теорий вождения, от методик начального обучения автоинструкторами до гоночных приемов и способов выжимания максимальный скорости на круговых треках и раллийных трассах. Контраварийная теория, которую мы преподаем в школе повышения водительского мастерства «Экстрим драйв», тоже построена на конструктивных особенностях топливного автомобиля. Будет ли она меняться с переходом водителей на электрокары? Как безопасно и безаварийно водить электромобиль? Давайте попробуем разобраться.

 

Сделаю предположение, что в 2023 году мы еще не имеем полноценных электромобилей, которыми мы будем управлять через 10, 20, 30 лет. На момент написания статьи электрические машины представляют собой классические топливные машины с электродвигателем или гибриды. То есть мы просто взяли автомобиль, который 100 лет совершенствовали под топливный двигатель, и запихнули туда электромотор.

Этот подход понятен, т. к. перестроить всю промышленность, сервисные службы, построить инфраструктуру заряда электрокаров  - дело не быстрое.

Будущие электромобили наверняка будут очень простыми, дешевыми, с огромным количеством сервисных функций как наши сегодняшние смартфоны. Заряжаться будут легко или даже незаметно на парковках, дорогах, от солнца или на свободном выпасе. И, наверняка, основное движение будет осуществляться автопилотами с искусственным интеллектом (ИИ), который активно будет общаться с ИИ управления городом и с ИИ других участников движения. В общем, такие движущие автоматические кресла -автомобили, возможно временно объединяющиеся в автопоезда. Но это другая тема, а здесь мы рассмотрим то, что есть сейчас, т е относительно классические автомобили с электромотором, управляемые водителем.

Принципиальные конструктивные различия электрокара и автомобиля на двигателе внутреннего сгорания.

Первое, наверное самое принципиальное отличие электромобиля от топливной машины это то, что большая доля массы электромобиля приходиться на батареи, а не на двигатель. Батареи располагаются достаточно равномерно по длине в днище корпуса. То есть, центр масс электроавтомобиля сильно ниже и больше смещен к центру по длине авто. В отличии от электрокара топливный автомобиль нагружен двигателем на передние колеса и находится достаточно высоко от земли.

Второе принципиальное отличие электрокара - способность развить мгновенную большую тягу на ведущие колеса. Конструктивные особенности электродвигателей и супер конденсаторов позволяют даже в самых простых электромобилях получить мгновенную динамику разгона, сравнимую с очень мощными машинами на жидком топливе.

Третье важное конструктивное отличие электрического автомобиля – торможение автомобиля за счет рекуперации, возврата энергии в аккумуляторы с замедлением машины после прекращения подачи тяги педалью акселератора. Опция, как правило, еще и настраивается водителем. В классических машинах автомобиль пытается сохранить динамику качения как можно дольше.

Четвертая особенность электроавтомобиля  - расход заряда электромобиля на пройденное расстояние тем выше, чем выше его скорость. По-простому, чем медленнее вы едете, тем больше проедете. Топливные машины спроектированы на минимальный расход топлива на скоростях 80-90 км/ час.

Пятая особенность – практическая бесшумность работы двигателя.

Давайте разберем, как каждая особенность повлияет на стиль управления водителем.

Низкий центр масс электромобиля. Расположение центра масс в центре-внизу автомобиля.

Смещения центра масс вниз и назад, конечно, на первый взгляд очень полезно для автомобиля. Автомобиль становится более устойчивый, менее валкий при маневрировании, более комфортный в управлении.

Конструкторы классических автомобилей постоянно борются за боковую устойчивость, максимально расширяя колесную базу для скоростных авто, уменьшая просвет с дорогой, разрабатывая жесткие подвески.

Смею предположить, что электромобили будущего будут возможно более узкими, (возможно одноместными по ширине), более мягкими в подвеске и поэтому более комфортными. Батарейки в днище дают конструкторам возможность это сделать.

Возможно лосиные тесты (объезд препятствия на скорости) как определитель класса безопасности машины уйдет из нашей практики. Любой электромобиль будет достаточно хорошо «прыгать вбок».

Но уменьшение нагрузки на передние колеса из-за смещения центра масс дает другой неожиданный нюанс для новых водителей электрокаров. Передние колеса электромобиля  хуже цепляются за дорогу. Разгон переднеприводных авто по определению хуже задне и полноприводных. Многие водители знают это по, например, скользкой дороге. А разгон переднеприводных электромобилей будет еще хуже. В сочетании со способностью выдавать электромотором большой крутящий момент, классический водитель будет вызывать пробуксовку и неэффективный разгон. Возможно, водителям помогут электронные помощники, но это значит, что они просто не будут давать сильно крутить  передние колеса. Разгон переднеприводного электрического авто будет слабее, преимущество электродвигателя на разгоне пропадает. 

Второй недостаток слабонагруженных передних колес  - ухудшение управляемости автомобиля или по-простому электромобиль будет срывать в снос, в скольжение передних колес в повороте на меньших скоростях. Снос  - одна из основных причин аварий, плохо понимаемая обычными водителями без специальной подготовки. Поэтому,  возможно, аварий в поворотах с электрокарами будет больше. По крайней мере, первое время. Тут еще играет водительская привычка ехать за ведущим. Т.е., такой же топливный автомобиль прошел поворот,  я еду на своем электро за ним на той же скорости – значит тоже пройду. А вот может быть и нет! Передние колеса прижимаются-то меньше!

Динамичный разгон

До сегодняшнего дня весь авто маркетинг был настроен на то, что чем больше денег вы платите за авто, тем быстрее она стартует. Электрические машины сломали этот стереотип. Если говорить в общем, то любой электрокар сейчас это практически спортивный топливный автомобиль по мгновенной динамике разгона.

А ведь вождению спортивного или мощного суперкара надо специально учиться! Есть много примеров, когда неподготовленный водитель садится в суперкар и получает аварию.

Одно из упражнений, которое мы практикуем в школе повышения водительского мастерства, показ, что пробуксовка – это неэффективный метод разгона автомобиля. Сцепление с дорогой у электромобиля осталось такое же, а вот мощности неподготовленному водители отсыпали щедро.

Конечно, быстрый разгон – это несомненное преимущество нового типа автомобилей на электрической тяге.  От этого не откажется никто. Но, скорее всего, электромобили будущего перестанут быть переднеприводными как большинство сегодняшних классический авто и станут задне, а скорей всего, полноприводными.

А ведь переднеприводным автомобилем управлять проще, особенно в скольжении. Поэтому они и стали популярными.

Тем не менее, на сегодняшний момент, людям, задумывающимся покупать электрокар, я советовал бы выбирать задне или полноприводные модели электромобилей.

Другая динамика и дополнительный тормоз - рекуперация.

Как мы привыкли ездить сейчас на классических машинах? Разгоняем авто до нужной скорости как можно быстрее, отпускаем акселератор и катимся, периодически поддерживая качение. Тормозим нажатием педали тормоза с зажиганием задних фонарей.

А как ездит водитель электрокара? Разгоняется медленно, не тратя много заряда батареи. Если впереди надо сбросить скорость, то отпускает акселератор и, замедляя движение, заряжает аккумуляторы. При таком рекуперационном торможении, задние фонари, естественно, не зажигаются.

На классическом автомобиле тоже есть понятие «торможение двигателем». Но об этом знают только отдельные фанаты вождения, а на практике в повседневном вождении его не применяет никто.

Теперь представьте, что водители электрокара его применяют всегда!

Вы точно привыкли, что автомобили постоянно замедляются и без стоп сигналов?

Совершенно другая динамика разгона движения и торможения топливных автомобилей и электрокаров вызывает плохую согласованность их совместного движения в едином потоке. Вряд ли мы когда-то увидим отдельные полосы движения для электрокаров и для бензиновых авто. Придется ездить вместе.

Позволю дать пару советов для сегодняшнего безопасного движения в городе, в котором начали активно появляться электромобили

Водителям классических автомобилей.

Желательно, не двигайтесь долго позади электрического авто. А если вы едете за ним, то относитесь терпимо к его медленному разгону и непривычной динамике. Уделяйте электрокару больше внимания и дистанции. В движении в потоке он не будет катиться как вы. Наши водительские навыки привлекают нас к едущему перед нами автомобилю, когда у него зажигаются «стопари». Постарайтесь помнить, что электрокар будет всегда стараться замедляться без тормозов, а, соответственно, без зажигания стоп-сигналов.

Водителям электрический автомобилей.

Старайтесь соблюдать привычную динамику потока, чтобы не доставлять дискомфорт другим участникам движения. Вас пока мало и ваш стиль движения непонятен большинству водителей. При отпускании акселератора коротко топайте на тормоз, мигайте стоп-сигналами для привлечения внимания заднего авто. Особенно в сложных условиях или при плохой видимости.

Низкие скорости движения в сочетании с быстрым ускорением.

Мы должны быть готовы, что скорость движения электромобилей как ни странно будет ниже. Вернее более равномерной. Быстро приобретаемая привычка следить и экономить заряд выработает у водителей электромашин стиль движения троллейбуса. Медленно разгоняться, медленно катиться и медленно снижать скорость. Многие понимают, что есть так называемый «зимний» стиль вождения. На зимней скользкой дороге мы ездим плавно. Я предполагаю, что стиль движения водителей электро авто будет «всегда зимний». Но! С возможностью быстро прыгнуть вбок или вперед. 

Этот фактор добавляет непредсказуемости в классическом понимании движения в потоке. Навыков реагирования на такие трансформации у нас нет. Мы привыкли, что рядом или хороший быстрый автомобиль или медленный неспешный участник движения. Теперь нам надо будет привыкать, что медленная гусеница может мгновенно превратиться в кузнечика и потом так же мгновенно стать гусеницей.

Возможно, эта незначительная особенность может стать причиной многих аварий, а возможно и пересмотру каких-то приемов контраварийного вождения.

Например, практически все, даже очень опытные водители не следят за так называемыми «мертвыми зонами» зеркал заднего вида. Вернее, когда они находятся в зоне невидимости зеркал автомобиля, едущего чуть впереди сбоку. При хороших контраварийных навыках водителю должно быть некомфортно двигаться в этих зонах и он должен как можно быстрее покидать их. Но сейчас за этим почти никто не следит. Возможно, с увеличением электрокаров это правило будет для нас более значимым и мы будем больше бояться ехать долгое время сзади и сбоку от «прыгающего кузнечика».

Бесшумность электромобилей.

Бесшумность электрокаров – несомненное преимущество и комфорт новых машин. Но она же и требует перестройки навыков водителей электрических авто.

Отдельная тема безопасного движения в городе, когда пешеход, закрывшись капюшоном в наушниках, не глядя переходит дорогу, предполагая, что раз «зебра», то его точно никто не собьет. Это все-таки не совсем повседневная ситуация. Но когда мы движемся на автомобиле среди людей, на парковке например? Наши навыки заточены на то, что нас слышат, что люди знают, что сзади едет автомобиль.  С электрокаром не так. Нужно перестраивать свои навыки на понимание, что люди или другие автомобили, к которым вы подъехали, не знают и не догадываются, что вы стоите у них за спиной. Нужно вырабатывать навыки дополнительно обозначать, что вы тут. А таких навыков у нас, классических водителей, нет.

К этим же ситуациям относятся, скажем, выезд из-за угла, близкий проезд автобуса, который стоит на остановке.

Бесшумность авто на электротяге и отсутствие выхлопа, могут вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Например, вы готовы выехать с парковки, но поворотник как всегда забыли, а фары пока не включали, т. к.  заряд экономите. Как едущий рядом водитель распознает припаркованы ли вы или готовы выехать прямо сейчас?

Конечно, бесшумность электрокара дает отличный комфорт, но и накладывает некоторые особенности вождения. Больше заявляйте о себе, вас не слышат!

Краш тесты электромобилей и опасность лобового столкновения.

Современный классический автомобиль спроектирован так, чтобы безопасно принимать аварийные удары передом. Десятки лет проведения краш текстов отладили конструкцию машин для достаточно безопасного столкновения, по крайней мере, на небольших городских скоростях.

На этом фоне совершенно логично звучат многие принципы контраварийного вождения. Например, если вы не вписываетесь в поворот,  то до последнего держитесь на дороге и старайтесь снизить скорость, но перед вылетом с дороги разворачиваете автомобиль в сторону вылета и вылетайте не боком, а капотом вперед. Двигатель и конструкция автомобиля, включая подушки, вас защитят в этом случае максимально.

Про краш тесты многих электромобилей мало что известно сейчас. В любом случае должны пройти года краш тестов новых электрический автомобилей, чтобы отладить конструкцию, безопасную для водителя.     

Кто может сейчас сказать, как будут вести себя при продольном сминании подкапотные элементы? Насколько жесткость автомобиля и инерция уменьшилась без тяжелого двигателя? Как при продольных мгновенных нагрузках поведет себя платформа батарей внизу автомобиля?

Пока на эти вопросы ответов нет и появятся они видимо не скоро.

Китайские электромобили сейчас завоевывают мировой рынок. И главным маркетинговым драйвером является цена, запас хода, мощность, опции настроек. Про безопасность китайских электрокаров никто не говорит. Впрочем, как и про безопасность всех других электромашин. А ведь мы понимаем, что электромобиль только выглядит как классический. И в дальнейшем производители будут отходить от привычных норм. По идее, электромобилю не нужен капот, не нужна трансмиссия (когда все моторчики будут в колесах) и т.д.

На сегодняшний момент я бы советовал владельцам электрических авто очень серьезно относиться к опасностям лобового столкновения. Непонятно насколько вы защищены этим новым чудом мировой промышленности без переднего мотора, какие могут быть проблемы если водитель застрянет в поврежденном электрокаре? Могут ли коротнуть и загореться аккумуляторы, например?

Безопасность электромобилей.

Сегодня, когда поднимается бум производства электрических машин, по их безопасности есть только вопросы. Ответов у меня нет. Но, тем не менее, давайте обозначим вопросы. Ведь владельцу нового электромобиля все равно рано или поздно надо о них задуматься. Возможно, какие-то из них надо задать продавцам до покупки электрокара.

  1. Краш тесты на лобовое столкновение?
  2. Какие опасности запертого человека в повреждённом авто? А в дождь, например?
  3. Опасность возгорания аккумуляторов или других цепей и элементов электро автомобиля. Нужно ли, например, водителю электрокара возить с собой огнетушитель и какой?
  4. А что будет если электромобиль упадет в воду?
  5. А сработают ли подушки, если зависнет процессор или пропадет электропитание?
  6. При каких минимальных температурах возможна эксплуатация?
  7. Как буксировать электромобиль?

Понятно что список можно продолжать.

Преимущества электромобилей.

Хочется закончить статью на положительных нотах и давайте вспомним, что электромобили - это несомненно прогресс и они дают ряд преимуществ, которых не будет в классических авто. Несомненно, электрические автомобили это круто, несмотря на сложности переходного процесса.

Итак.

  1. Простота обучения и управления.
  2. Хорошая балансировка / низкий центр масс.
  3. Высокая динамика разгона даже у простых моделей, у топовых - рекордный старт.
  4. Электромобили должны быть компактнее внешне или давать больше внутреннего места при сравнимых габаритах
  5. Их не надо прогревать, да и вообще в принципе «заводить». Печка работает сразу.
  6. Они практически бесшумные.
  7. Они не загрязняют воздух города.
  8. Электроэнергия дешевле топлива, не надо ездить на заправку (пока это правда для тех, кто может припарковать электромобиль у розетки).
  9. Практически во всех странах, включая Россию, есть государственные программы дотаций на покупку электрокаров, льготный/бесплатный режим парковки в городе, отсутствие авто налогов.
  10. Огромный постоянно расширяющийся список опций и настроек электронных систем.
  11. Возможность ставить топливные генераторы, что сегодня нивелирует отсутствие зарядной инфраструктуры и позволяет делать поездки на большие расстояния, путешествовать.
  12. Электрические автомобили должны быть проще и дешевле в обслуживании.

В завершение хочу пожелать всем водителям рано или поздно пересесть на электрические автомобили, а пока относиться  немного с настороженностью и одновременным пониманием особенностей движения тех пионеров, которые уже это сделали.

Водите грамотно и безопасно.

 

Основатель школы повышения водительского мастерства «Экстрим драйв»

Романчиков Сергей

 

2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
1 день    2 часа
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
1 день    3 часа
Индивидуальное занятие в городе
9 500 ₽
или 1584 р. × 6 мес.
2 дня    по 3 часа
1 день    3 часа
Занятие «Безопасность на льду»
9 500 ₽
или 1584 р. × 6 мес.
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
2 дня    по 3 часа
Еженедельно    1 ч.
1 день    2 часа
Годовой курс Мастер-классов
5 000 ₽
или 834 р. × 6 мес.
5 курсов    21 ч. занятий   

Женщина за рулем. Лето.

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, движение в городе, скорость маневрирования.
свой автомобиль
37 000 р. 49 500 р.
или 6167 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
55 500 р. 68 000 р.
или 9250 р. × 6 мес.
6 курсов    26 ч. занятий   

Малый стаж. Лето.

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.
свой автомобиль
46 000 р. 61 000 р.
или 7667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 85 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
3 курсов    14 ч. занятий   

Контраварийная автодромная. Лето.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на нескользящем покрытии (асфальт).
свой автомобиль
35 000 р. 41 500 р.
или 5834 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
65 500 р. 72 000 р.
или 10917 р. × 6 мес.
5 курсов    22 ч. занятий   

Полная контраварийная асфальтовая подготовка

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (асфальт)
свой автомобиль
39 500 р. 51 500 р.
или 6584 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 82 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
6 курсов    26 ч. занятий   

Малый стаж. Зима.

Для водителей с небольшой практикой, с неуверенностью за рулем, с большим перерывом, с некачественным обучением в автошколе.
свой автомобиль
46 000 р. 61 000 р.
или 7667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
70 000 р. 85 000 р.
или 11667 р. × 6 мес.
5 курсов    21 ч. занятий   

Женщина за рулем. Зима.

Наиболее популярные курсы у женщин объединены в одну программу. Легкость парковки, городская практика, движение в пробках, ледовый автодром.
свой автомобиль
37 000 р. 49 500 р.
или 6167 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
55 500 р. 68 000 р.
или 9250 р. × 6 мес.
2 курсов    12 ч. занятий   

Контраварийная автодромная. Зима.

Только автодромная практика. Управление автомобилем в экстремальных ситуациях на скользящем покрытии (лед).
свой автомобиль
28 000 р. 32 000 р.
или 4667 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
52 000 р. 56 000 р.
или 8667 р. × 6 мес.
4 курсов    20 ч. занятий   

Полная ледовая подготовка

Теоретическая + тренажерная + автодромная практика экстремального вождения (лед)
свой автомобиль
35 000 р. 42 000 р.
или 5834 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
59 000 р. 66 000 р.
или 9834 р. × 6 мес.
1 курс    6 или 12 ч. занятий   

Индивидуальная в городе 2 или 4 дня по 3 часа

Высококласный персональный инструктор решает с вами индивидуальные задачи вождения в любом районе Москвы
2 занятия по 3 часа
16 000 р. 19 000 р.
или 2667 р. × 6 мес.
4 занятия по 3 часа
29 000 р. 38 000 р.
или 4834 р. × 6 мес.
7 курсов    34 ч. занятий   

Полная контраварийная "Мастер вождения"

Полная контраварийная программа, включающая в себя летние и зимние курсы.
свой автомобиль
67 500 р. 83 500 р.
или 11250 р. × 6 мес.
автомобиль «Экстрим драйв»
122 000 р. 138 000 р.
или 20334 р. × 6 мес.
2 курсов    8 ч. занятий   

Полная мото программа.

Два курса контраварийной подготовки на мотоцикле.
16 000 р. 19 000 р.
или 2667 р. × 6 мес.
Учим безаварийно водить
С 2001 года
Запись на курсы
+7(985) 727-62-15
 
 

Вход в личный кабинет

 

Подарочные сертификаты

 

Расписание занятий

О нас

Новости «Экстрим Драйв»

Наша команда

Наши видео

СМИ об «Экстрим Драйв»

Контакты

Авто курсы

 

Онлайн курсы

 

Мото курсы

 

Программы со скидками

 

Автодром Дзержинский

 

Аренда автомобилей

 

Бесплатный мастер класс

О контраварийном вождении

Автоспортсмены о вождении

Наши статьи о вождении

 

Правила и договоры

Правила поведения на автодроме

Правила оказания услуг (оферта)

Правила аренды автомобиля

Правила оплаты, доставка сертификатов

Юридическая организация, реквизиты

Политика конфиденциальности