Школа повышения водительского мастерства

Все о внешних факторах.

Это не только погода и трафик.

Принцип улучшения навыков вождения автомобиля - это меньше разго­воров и больше тренировок. Чтобы научиться ездить безопасно и быстро, надо научиться ездить еще быстрее, почувствовать грань возможностей своего авто­мобиля и своих возможностей на данном автомобиле, и чем больше времени вы проводите за рулем, тем больше вы соединяетесь с автомобилем в одно целое. Теория - великая вещь, но она не сможет научить вас плавному нажатию на пе­даль тормоза при подлете к незнакомому повороту на 80 километрах в час. В состоянии стресса тело должно действовать правильно, а правильные действия возможны, если только вы грамотно оцениваете внешние факторы.

К таким факторам относится гоночный трек, привычный маршрут поезд­ки на работу, воскресная прогулка на автомобиле по горной дороге или автопу­тешествие во время отпуска. Восприятие хорошего вождения применимо к лю­бому из перечисленных сценариев. Вы можете ехать через всю страну, участво­вать в гонках или ежедневно ездить за 100 километров на работу - всегда помните, что учет внешних факторов поможет вам наслаждаться каждой мшгутой вашей поездки.

Будьте готовы.

Вы должны начать поездку гораздо раньше, чем выкатите автомобиль из гаража. Итрок в гольф много раз мысленно бьет по мячу, прежде чем замахнет­ся клюшкой. Желательно войти в оптимально боевое состояние, прежде чем начать движение на автомобиле. Улицы всегда держат наготове несколько сюрпризов для вас, но вы можете приготовиться к ним, мысленно совершив предстоящую поездку и представив все внешние факторы, которые вам попа­дутся. А они не исчерпываются только погодой, в них входят деревья, отбойни­ки, машины на дороге, соперники на трассе, состояние асфальта и т.д. Таким образом, внешние факторы любой поездки разрастаются.

Сначала представьте, потом поезжайте.

Психологи рекомендуют сначала разобраться с маршрутом запланиро­ванной поездки (трассы соревнований) и прокрутить его в голове, вспоминая все возможные неприятности: участки дорожных работ, развязки, в которых могут заблудиться водители из других городов, выходы с магистралей, на кото­рые малограмотные так любят съезжать с левой полосы, не включая при этом указателя поворота. Лучше до того, как вы взял ключи от автомобиля, мыслен­но проехать маршрут несколько раз, представив все известные вам проблемы и придумав несколько неизвестных. Пусть ваш мозг всегда «прокрутит» поездку раньше вас. И не важно, что это за поездка - привычный маршрут из дома на работу, поездка на дачу или воскресная гонка. На самом деле при езде по горо­ду приходится принимать во внимание гораздо больше факторов, чем в гонке на треке. Опытный водитель на улице принимает столько же решений в едини­цу времени, сколько лучший спортсмен.

В этой главе попытаемся научить вас тому, чему практически научить невозможно — интуиции и оценке ситуации. Многие водители научились этому на своих дорогих и очень болезненных ошибках. Надеюсь, эта глава поможет вам научиться ездить быстрее и с меньшими потерями.

Проверьте скорость.

Куда вы едете и во сколько должны там быть? Дайте себе обещание нико­гда не превышать скорость транспортного потока. Исключением может быть только опоздание на очень важную встречу. Глупо получить штраф за превы­шение скорости во время скучнейшей поездки по магистрали. Многие ездят очень быстро всегда, несмотря ни на что. Это плохая привычка, потому что она увеличивает количество штрафов и плохо влияет на безопасность. За ряд нару­шений можно лишиться прав, и тогда появляется время подумать. Тормозной путь с 70 километров в час гораздо длиннее, чем с 50 километров. Так что пре­вышайте скорость, только когда торопитесь на встречу с президентом или на хорошо знакомой, пустой загородной трассе.

Сырость.

Погода весьма сильно влияет на сцепление с асфальтом и на видимость. Нет ничего страшного в поездке в дождь, нужно только подготовиться к ней и ни в коем случае не геройствовать. Ехать быстро под дождем можно, но только если в конце поездки вас ждет много денег или награда. В поездке под дождем случай играет большую роль, чем мастерство и навыки. Да, вы можете управ­лять автомобилем плавно, скорее всего, вы не установите на автомобиль и спе­циальные дождевые шины, да и как таковой полосы безопасности вокруг улицы нет. Поэтому надо ехать медленно, поворачивать рулевое колесо плавно и ни в коем случае не рисковать.

Можете наслаждаться природой, но никогда не состязайтесь с ней. Все мы знаем, что разные покрытия имеют разные коэффициенты сцепления, но мокрые покрытия так быстро превращаются из «так себе» в «настоящий лед», что вы поскользнетесь, прежде чем успеете осознать происходящее. Значит ли это, что стоит тренировать торможение на мокрой поверхно­сти? Да. Тренируйтесь как на сухом, так и на мокром асфальте, концентрируй­тесь на начальном придавливании педали тормоза и последующей силе, с кото­рой вы на него давите. Помните о 100 единицах и под дождем подбирайтесь к пределу медленно: плавно нажимайте на тормоз и плавно добавляйте газ. Жизнь однозначно показывает, что даже очень опытный водитель не всегда может оценить коэффициент сцепления на мокрой поверхности.

Не ездите под дождем быстро, не рискуйте понапрасну, помните: вы должны дожить до следующего солнечного дня.

Холодные шины плохо держат на дороге.

Холод делает шины жесткими, а жесткие шины плохо держат на дороге. Представьте, что вы выехали из гаража в 8 утра и быстренько набрали свои 100 километров в час на знакомой улице. Внезапно из двора, выезд из которого за­крыт припаркованным фургоном, начинает задом выезжать автомобиль. По встречной полосе в это время едет автобус. Плохо, что ваши шины не прогреты до рабочей температуры, потому что тогда вы могли бы остановить свой авто­мобиль без проблем. Но колеса из мёрзлой резины просто не могут обеспечить нужное количество сцепления с асфальтом. Придется либо врезаться в автобус, либо бить фургон. Оба варианта не самые замечательные. А все потому, что вы неправильно оценили внешние факторы, в данном случае - коэффициент сцеп­ления холодной шины с асфальтом.

Шины нагреваются во время движения. Жарким летним днем они нагре­ются быстро, потому что им поможет температура воздуха и асфальта. А хо­лодным весенним утром понадобится проехать несколько километров, прежде чем шины начнут нормально работать. Всегда помните о температуре шин и не гоните, если они не прогрелись. Если вы научились чувствовать через руль по­ведение передней покрышки, вы сможете понять, холодная она или нет. И пом­ните: температура шин важна не только в гонках, но и при поездке на работу.

Автомобиль.

Важным внешним фактором являются характеристика вашего автомоби­ля. Если вы пытаетесь угнаться за суперсовременным автомобилем на старом запорожце, скорее всего ваши мучения напрасны, так как он умчится от вас после первого же поворота. Нужно знать сильные и слабые стороны своего ав­томобиля и уважать ограничения, которые накладывают его возраст и конст­рукция.

Мне довелось участвовать в заездах на установление рекордов скорости России, длина дистанции — 500 метров, старт - с места. В одном из тренировоч­ных заездов примерно на середине дистанции я потерял из виду финишные во­рота. Несколько секунд хлопал глазами, не понимая, что происходит. Скорее всего, сработал инстинкт самосохранения, и я отпустил педаль газа. Ускорение снизилось, в результате зрение восстановилось, и я увидел, что мчусь прямо в финишную тумбу. Все обошлось. В этот день мне удалось показать лучший ре­зультат в своем классе. К счастью, я получил еще один шанс научиться оцени­вать неведомые до того момента факторы. Сначала узнайте, каким нагрузкам способен противостоять ваш организм, и только после этого нажимайте педаль газа в пол на суперсовременном автомобиле.

Смена шин.

По мере износа шины хуже цепляются за асфальт, поэтому обязательно пересматривайте свой стиль вождения. Старые шины не только хуже тормозят, но и хуже поворачивают. Разные шины изнашиваются с разной скоростью, по­этому постоянно отслеживайте их состояние. Очень часто вину в аварии пыта­ются списать на изношенные шины, но они ведь не износились за последнюю поездку, просто вы не обращали на них внимания. Изношенные шины можно поменять, а можно подстроить свой стиль вождения под их состояние. Давайте рассмотрим, как это сделать.

100 единиц сцепления.

Состояние шин не уменьшает количество единиц, но уменьшает величину единицы, так что вся шкала становится меньше. Например, на старте гонки но­вая, хорошо прогретая шина обеспечивает 100 очень больших единиц сцепле­ния. Через 40 кругов сильно изношенная шина тоже обеспечивает гонщика сот­ней единиц, но эти единицы гораздо меньше. Допустим, что в этот момент на­чинает идти дождь. Уменьшилось ли количество единиц? Нет, у вас по-прежнему 100 единиц на борьбу с центробежной силой, ускорение и торможе­ние, но это очень и очень маленькие единицы. Вы можете тормозить, можете поворачивать и можете комбинировать эти действия, но теперь вы должны дей­ствовать гораздо аккуратнее и осторожнее. Другими словами, торможение должно быть плавным, а угол поворота рулевого колеса меньшим, потому что теперь шина достигает предела сцепных свойств гораздо раньше. Тут-то и нуж­на плавная и тренированная правая нога, способная действовать предельно точ­но в любых обстоятельствах, потому что в противном случае никакие достиже­ния шинной промышленности не помогут.

Износ шин уменьшает коэффициент сцепления. Большая часть водителей, не понимая этой закономерности, продолжают мчаться на изношенных шинах так же, как и на новых, начинают ускорение на круто повернутых колесах, вместо того чтобы чуть распрямить рулевое колесо автомобиля перед ускоре­нием. Посмотрите внимательнее на спортсменов, участвующих в кольцевых ав­тогонках, вы должны заметить, что мастера ближе к финишу немного распрям­ляют траекторию движения автомобиля, прежде чем ускориться. Последите за тем, как они входят в повороты: в конце гонки они тормозят на прямой немного дольше, чтобы поменьше нагружать шины trail-braking в повороте. А все пото­му, что чемпионы прекрасно понимают: изношенная шина не может обеспечить такого же сцепления, как новая. Достаточно внимательно посмотреть на про­филь шины, чтобы понять, как на ней ездили. В протекторе большинства шин есть специальные индикаторы износа. Если глубина большинства канавок про­тектора сравнялась с индикатором износа - меняйте шину.

Количество циклов нагрева и остывания - очень важный параметр для гонщиков, потому что каждый такой цикл немного уменьшает величину сцеп­ления.

Перед каждой поездкой, а тем более перед каждой гонкой тщательно про­верьте состояние шин и скорректируйте свои действия соответствующим обра­зом. Помните, что сегодня шина более изношена, чем неделю назад, поэтому торможение и ускорение должны быть мягче, а угол поворота передних колес меньше.

Человеческий фактор.

Этот фактор столь же важен, как погода или состояние шин. Вы обяза­тельно должны научиться контролировать человеческий фактор. Автомобиль не опасен в отличие от некоторых неподготовленных водителей.

Порекомендовать друзьям: